Использование игровых технологий в социально-личностном развитии детей с ограниченными возможностями здоровья

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Смола Анастасия Александровна, воспитатель, ГКОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск

В настоящее время значительно возрос интерес к проблемам детей с ОВЗ. Вопросы потенциальных возможностей детей с умственной отсталостью, адаптация их в жизни, приобретают большую социальную значимость. Особое значение формирование личности ребенка имеет игра. Игра - самый первый и сознательный вид деятельности человека. Играя, ребенок осваивает формы и величины предметов, их расположение, учится различать цвета и звуки, вступает в контакт с другими людьми, реагирует, наблюдает, запоминает, координирует движения, расширяет свой кругозор, радуется жизни.

В игре формируется такое качество, как саморегуляция действий. Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного общения. Детские игры возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых. Ребенок приобретает опыт в собственной деятельности, много узнает от педагогов и родителей. Разнообразные знания, впечатления обогащают его духовный мир, и все это находит отражение в игре. В игре идет освоение детьми нравственных норм, растет ответственность за выполнение действий.

Я работаю с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. У таких детей необходимо развивать наглядные формы мышления, используя для этого специальные дидактические, сюжетно-ролеые игры, упражнения и практические проблемные ситуации.

Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее развитие воспитанников. Вот почему наиболее близки для детей с ОВЗ игры и активное общение со сверстниками и взрослыми.

Игра представляет собой особую деятельность, направленную на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, творчество, терапию, человеческие отношения.

Игра выполняет такие функции:

  • развлекательную;
  • коммуникативную;
  • саморегуляции;
  • терапевтическую (преодоление различных трудностей в процессе игры);
  • диагностическую (выявляются отклонения от нормы);
  • коррекции;
  • социализации (общественные отношения, усвоение норм человеческого общения).

Игры делю на двигательные, интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные, психологические.

В своей работе использую игры с предметами и без предметов, комнатные, уличные и компьютерные.

В игровой деятельности формируются нравственные качества, собственные убеждения, развивается речь. Чтобы наблюдать, как происходит социально-личностное развитие, определить насколько развитие продвинулось вперед, провожу мониторинг. Вижу положительную динамику развития.

Провожу:

  • игры на формирование культуры общения – "Жизнь в лесу", "Добрые эльфы";
  • игры на развитие эмоционально-нравственной сферы – "Назови себя", "Волшебный стул", "Позови ласково";
  • игры на развитие коммуникативных способностей – "Зайцы и лиса", "Звери на болоте", "Совушка - сова";
  • игры на контроль движения – "Ляпки", "Холодно-горячо", "Вправо-влево".

Играя, ребенок осваивает мир. Необходимо, чтобы он, играя, мог проявить себя, показать свои возможности.

Основная цель игры - не достижение совершенства, а развитие, чтобы ребенок с ОВЗ получал удовольствие от игры, участия в ней.