Кочнева Лилия Геннадьевна, воспитатель, ГКОУ СО "Асбестовская школа-интернат", Асбест
В настоящее время социализация детей с ограниченными возможностями имеет определенную специфику, определяемую как характером ограниченных возможностей ребенка, так и объемом реабилитационных ресурсов общества. Социокультурная реабилитация может сыграть особую роль в этом процессе, учитывая возможность ее позитивного воздействия как на отдельные навыки и свойства личности (мелкая моторика, коммуникативные навыки и др.) так и на личность в целом. Одним из наиболее эффективных средств социокультурной реабилитации, на наш взгляд, является арт-терапия, так как в самой природе искусства лежат психотерапевтические и развивающие возможности.
Коррекция средствами движений в системе коррекционной помощи детям с проблемами используется достаточно широко. Среди видов арттерапии для психологической коррекции школьников используется кинезитерапия. Термин "кинезитерапия" (терапия движением) появился относительно недавно. Болгарские ученые Л. Бонев, А. Слынчев, Ст. Банков, впервые использовавшие понятие "кинезитерапия", отнесли ее к неспецифически действующим терапевтическим факторам и определили, что различные формы и средства движений изменяют общую реактивность организма, повышают его устойчивость, разрушают патологические и динамические стереотипы и создают новые, обеспечивающие необходимую адаптацию.
Кинезитерапия в системе помощи детям с проблемами может проводиться в различных формах: коррекционная ритмика, танце - терапия, хореотерапия, психогимнастика, ритмопластика. Наибольший эффект кинезитерапии применительно к детям с проблемами проявляется, если она осуществляется в сочетании с музыкой. Коррекционная основа этих видов музыкально-двигательной терапии строится на единстве музыки и движений, на активной целенаправленной двигательной деятельности ребенка под музыку.
Движение как результат воздействия механической энергии на организм человека применялось в качестве профилактического и лечебного средства издревле. Танец использовался древними в целях врачевания. Движения под быструю, динамичную музыку в очень быстром темпе считались эффективным средством лечения тарантизма (укуса паука-тарантула), когда яд "вытанцовывался" из тела.
Танцетерапия как вид кинезитерапии не только передает в двигательной музыкально-образной форме окружающую действительность, но и главной своей целью ставит выражение пластикой тела определенных чувств и переживаний. Основное средство выражения этих состояний в танце- пантомима, жесты, составляют особый язык, передающий внутреннее состояние человека. Танец — это музыкально-пластическое искусство, отражающее явления окружающего мира через двигательные образы.
Многие зарубежные и отечественные ученые указывали на важность и необходимость использования движений как средства коррекции с детьми с ограниченными возможностями.
В Асбестовской школе-интернат, на протяжении многих лет существует кружок "Ритмика и танец". Дети два раза в неделю посещают занятия
"Ритмика и танец". Занятия проходят в просторном зале с мягким покрытием. Длительность занятия-40 минут. Возраст детей посещающих кружок 9-12лет.
Занимаются танцами дети и с различными двигательными нарушениями— ритмическая активность, участие в общегрупповом процессе благотворно сказывается и на них. По мере развития детей танцы могут усложняться и использоваться уже не только для развития моторики, чувства ритма, но и для совершенствования социального взаимодействия.
В своей работе я использую, как часть кинезитерапии, партерную гимнастику, музыкальные игры, танцевальные шаги, постановочные танцы и хороводы. Так же я использую в своей работе - свободный творческий танец, позволяющий не только развивать двигательную сферу и осознание собственного тела, но и способность не вербально сообщать о своих эмоциональных потребностях, что обогащает опыт социального взаимодействия. Формы проведения кружка могут быть различны: это и импровизированная детская "дискотека", где движения выполняются совместно с взрослым по показу под инструментальные и вокальные произведения, и "Танцевальный фестиваль", включающий разнообразные варианты танцевального искусства. И неважно, кто из детей выполняет движения лучше, а кто хуже, главное - общее "заражение", "заряжение" танцем, снятие мышечного, психоэмоционального напряжения.
Так же я использую сюжетно-игровую кинезитерапию - это вариант двигательной терапии, используемой в работе с воспитанниками, где все коррекционные упражнения объединены одним сюжетом и проводятся в игровой форме. Специально подобранные упражнения, направленные на коррекцию психомоторики, могут стимулировать и повышать энергетический потенциал, помогать в оптимизации тонуса, снимать мышечные зажимы.
Мои воспитанники с удовольствием придумывают танец с лентами в музыкальной игре "Коробка с карандашами".
Я считаю, что кинезитерапия, как часть работы кружка "Ритмика и танец", помогает в реабилитации моих воспитанников, позволяет выстраивать отношения с ребёнком на основе любви и взаимной привязанности, и тем самым компенсировать их возможное отсутствие в социальной среде, а так, же раскрыть свои возможности.