Николаева Наталья Николаевна, Шушакова Ирина Ильинична, заместители директора по УВР, ГКОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск
В настоящее время увеличивается число детей, имеющих ТМНР. В ГКОУ СО «Карпинская школа-интернат» численность обучающихся данной категории составляет 174 человека. Большее их количество согласно заключению врачебно-консультационной комиссии обучается на дому.
Согласно примерной АООП, особые образовательные потребности обучающихся с ТМНР диктуют необходимость специальной индивидуальной программы развития для их обучения и воспитания. Целью реализации такой программы является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач. СИПР составляется на ограниченный период времени (один год). В ее разработке принимают участие все специалисты, работающие с ребенком в ОО, при участии его родителей. Оптимальным вариантом является совместное проектирование СИПР педагогами и родителями обучающихся, что во многом зависит от желания и компетентности родителей. Предваряющей работой является обследование обучающегося специалистами психолого-медико-педагогического консилиума, изучение медицинской документации, наблюдение за поведением ребенка, общение с родителями (законными представителями) и заполнение Индивидуальной карты обучающегося, которая включает: анкетные данные, сведения о раннем развитии, объективные данные о состоянии здоровья и мониторинги педагогического, психологического и речевого развития. По каждому из разделов формулируются выводы. Таким образом, Индивидуальная карта позволит определить уровень актуального развития, зону ближайшего развития и перспективные направления коррекционной работы с обучающимся. Основным критерием при отслеживании динамики образовательных достижений обучающегося является уровень самостоятельности при выполнении учебных заданий, социально-бытовых, сенсорно-перцептивных, речевых и предметно-практических действий
Критерии оценивания действий, операций
Показатели самостоятельности учащегося (ПС) |
Условные обозначения |
Действие на данном этапе обучения не актуально |
- |
действие выполняется взрослым (ребенок пассивен) |
! |
Действия выполняются ребенком: |
|
со значительной помощью взрослого |
П П |
с частичной помощью взрослого |
П |
по подражанию (по образцу) |
О |
по последовательной вербальной инструкции |
И |
самостоятельно |
С |
Критерии оценивания представлений
Показатели сформированности представлений |
Условные обозначения |
Узнает объект |
У |
Не всегда узнает объект (ситуативно) |
УС |
Не узнает объект |
- |
Положением ГКОУ СО «Карпинская школа-интернат о разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития обучающегося» утверждена структура СИПР (см. Приложение). Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.
Мониторинг освоения образовательной программы
по учебному предмету /коррекционному курсу
_________________________________________
(название учебного предмета)
____________________________
(ФИ обучающегося, класс)
_________________
(ФИО учителя)
Параметры оценивания |
Уровень сформированности представлений, действий/операций |
||
сентябрь |
декабрь |
май |
|
|
|
|
|
Параметры оценивания разрабатываются педагогом на основе изучаемого учебного материала. Критерии оценивания действий, операций, представлений аналогичны, используемым при заполнении Индивидуальной карты. Результаты образования отражаются в характеристике обучающегося за учебный год, на основе которой составляется СИПР на следующий период обучения.
Мы постарались раскрыть некоторые аспекты по данной теме, но в силу большого разнообразия психофизических нарушений обучающихся с особыми образовательными потребностями, разработать единую структурно-содержательную модель СИПР крайне сложно. Таким образом, структура и содержание специальной индивидуальной программы развития зависят, прежде всего, от особенностей конкретного обучающегося и задач, решаемых специалистами в работе с ним.
Приложение Структура СИПР
Раздел |
Содержание |
Титульный лист |
|
Информационный лист |
Краткое содержание с указанием страниц (по разделам) |
Пояснительная записка |
Нормативно–правовые документы, образовательные программы, на основе которых разработана СИПР |
Характеристика обучающегося, определяющая приоритетные направления воспитания и обучения |
|
Специалисты, участвующие в реализации СИПР |
|
План по взаимодействию с семьей |
|
Индивидуальный учебный план, расписание учебных занятий |
Отражает учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность, соответствующие уровню актуального развития, и устанавливает объем недельной нагрузки обучающегося |
Расписание и график учебных занятий |
|
Содержание образования |
Цели и задачи учебных предметов, курсов. Планируемые результаты обучения и воспитания обучающегося рассматриваются в качестве возможных. Содержание учебных предметов, курсов |
Календарно-тематическое планирование |
Указание тем, часов учебных занятий и дат их проведения |
Материально – техническое и учебно-методическое обеспечение |
Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, индивидуальных средств реабилитации, дидактических, учебно-методических материалов |
Средства мониторинга и оценки динамики обучения |
Контрольно-оценочные материалы по учебным предметам |
Мониторинг освоения образовательной программы по учебному предмету /коррекционному курсу |