Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими ОВЗ, в условиях дошкольного логопункта

Рейтинг:  2 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Зелютина Наталья Владимировна, учитель-логопед, д/с № 13 "Золотой ключик", МАДОУ детский сад "Страна чудес", Новоуральск

Одной из приоритетных задач, обозначенных ФГОС ДО, является охрана, укрепление и сохранение физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. ФГОС ДО предъявляет ко всем участникам образовательных отношений более высокие требования, что активизирует их на поиск новых, более эффективных подходов.

На логопункт поступают дети, не только с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, но и дети с ОВЗ, в т. ч. дети - инвалиды. В связи с этим все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо преодоления имеющихся наруаченных ФГОС ДО, является охрана, укрепление и сохранение физического ишений предполагают сбережение здоровья детей. Здоровьесбережение - система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на преодоление нарушений и сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения, воспитания и развития. Это направление педагогического процесса в работе с детьми с ОВЗ имеет свои особенности, обусловленные тем, что речевое недоразвитие у них осложняется теми или иными соматическими  заболеваниями, неврологическими, психопатологическими синдромами, нарушениями вегетативных функций.

В коррекционной работе с детьми использую разнообразные здоровьесберегающие технологии, в том числе традиционные и нетрадиционные, адаптируя их под возможности и потребности детей:

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья (артикуляционная, пальчиковая, дыхательная и зрительная гимнастики, биоэнергопластика, кинезиология, динамические паузы).
  2. Технологии обучения здоровому образу жизни (самомассаж, точечный массаж).
  3. Коррекционные технологии (элементы психогимнастики, логоритмики).

Хочется особо отметить те из них, что вызывают наиболее эмоциональный отклик у детей.

Для детей с ОВЗ характерна недостаточная сформированность  речевой и пальцевой моторики, в том числе нарушение тонуса мышц артикуляционного аппарата, нарушение речевого дыхания.

Поэтому неотъемлемая часть занятий – упражнения дыхательной гимнастики, направленные на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания, выработку дифференцированности дыхания,  развитием  силы, плавности и длительности. Для этого использую разнообразные игровые приёмы и карточки-схемы. Помимо оздоровительного значения для детей с ОВЗ, эти навыки необходимы для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения.

Для преодоления имеющихся  нарушений и совершенствования артикуляторной  моторики специально подобраны комплексы упражнений, которые используются  в зависимости от структуры, степени выраженности и формы речевого нарушения. Неотъемлемой и важной частью логопедической работы является артикуляционная гимнастика. В сочетании с традиционной методикой для формирования ощущения языка использую тактильную стимуляцию, опору на вкусовые ощущения (вкус шоколада у альвеол, при условии, что у ребёнка нет  аллергической реакции). Для укрепления вялого, слабого кончика языка при пониженном мышечном тонусе детям предлагаю  удерживать и перекатывать языком у альвеол круглую конфетку.

Или предлагаю "поиграть" с бусиной (нанизанной на шнур):

  • "Спрячь бусинку" - удерживаем бусину между губами,
  • "Футбол" - перемещаем бусину из стороны в сторону,
  •  "Ягодка в чашечке" - бусина располагается на языке, который принимает  форму чашечки и др.

Эффективной является  биоэнергопластика - сопряжённая гимнастика руки и языка, т.к. у детей с ОВЗ часто отмечается снижение или нарушение кинестетических ощущений. С этой целью используются  специально подобранные упражнения - "Театр пальчиков и языка".

Большой интерес у детей имеет применение упражнений с шариками  и колечками СуДжок,  которые базируются на традиционной акупунктуре. Это вызывает у детей эмоциональный отклик, в то же время,  позволяет добиться высокой эффективности. Дети поочерёдно надевают массажные кольца на каждый пальчик, либо прокатывают шарик Су Джок,  проговаривая специальные стихи.

Как правило, для детей с ОВЗ характерны нарушения координации и

произвольных движений. Массаж и самомассаж рук и лица способствует улучшению координации и нормализации тонуса (при гипотонусе восстанавливает ослабленные мышцы, при гипертонусе помогает снять излишнее напряжение).

Помимо традиционного массажа  с поглаживанием, растиранием, пощипыванием, сгибанием и разгибанием пальчиков и т.д. активно использую  массажи (игры)  с помощью  различных материалов, катание грецкого ореха, ребристого карандаша, как по внутренней, так и по тыльной сторонам руки, различных шариков, сжимание игрушек из материалов разной плотности (в т.ч. эспандеров), игры с бельевыми прищепками, камушками  и др. Эти упражнения всегда сопровождаются стишками:

Зарекомендовал себя в практике аурикулярный массаж (массаж ушных раковин). Он помогает улучшать работу всех систем организма, интеллектуальные возможности, усиливает концентрацию внимания. Несложность этого массажа, отсутствие противопоказаний позволяет  широко внедрять его в практику. А подборка интересного речевого материала, сопутствующего  процессу выполнения массажа,  делает его не только полезным, но и увлекательным.

Известно, что детям с ОВЗ, как правило,  свойственна быстрая утомляемость, снижение общего тонуса и интереса. Поэтому им, помимо переключения и смены видов деятельности,  необходимы релаксационные паузы.

Такие паузы могут нести в себе целый комплекс коррекционных задач:

снять напряжение; развивать память, внимание, эмоции; способствовать закреплению произношения отдельных звуков речи; развивать интонационную сторону речи.

При подборе  речевого  материала для  пауз учитываю  ряд требований:

  • возраст детей,  их речевые и физиологические возможности;
  • разнообразная  коррекционная направленность;
  • определенный динамический размер, чтобы можно было соотнести движения с ритмом речи;
  • сюжетная линия,  действующее лицо, чтобы исключить механические движения и воспитывать у детей понимание логической связи между текстом и движением.

Очень зарекомендовали себя этюды психогимнастики, упражнения для снятия напряжения с глаз "Пальминг".

Практикуя  применение здоровьесберегающих технологий  в своей работе с детьми с ОВЗ, отмечаю, что у них постепенно проходят неуверенность и зажатость, которые часто связаны с речевым дефектом, проблемами  здоровья  или личностными комплексами. Дети становятся более раскрепощёнными и эмоционально открытыми. Это создает условия для оптимального развития детей и  коррекции имеющихся у них речевых нарушений.

Литература:

  1. Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону: "Феникс", 2002.  2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. Для студ. высш. учеб. Заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с.
  2. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – М., 1979. – С.165.