Кашина Ирина Николаевна, учитель-дефектолог, МАДОУ № 17 "Серебряное копытце", Карпинск
Чтобы стать полноценным членом общества, занять свое положение, получить статус с соответствующими социальными ролями, человеку нужно усвоить нормы и ценности, существующие в данном обществе. Исходя из этого, основной задачей инклюзивного образования является приобщение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к основам культуры и цивилизации, включение в общество, привлечение к активному участию в социальной жизни.
Первым институтом социализации для детей дошкольного возраста является детский сад. Здесь ребенок получает первый опыт общения с взрослыми, учиться взаимодействовать с группой сверстников.
В детском саду дети с ограниченными возможностями здоровья могут успешно усвоить и реализовать навыки общения, нормы и правила поведения, ценности, установки, характерные обществу обычных людей. Но для этого нужна постоянная целенаправленная работа всех структур и участников образовательного процесса (педагогов, родителей, сверстников).
Сегодня хотелось бы поделиться небольшим, но успешным опытом внедрения относительно новой педагогической практики, применяемой в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении № 17 "Серебряное копытце" – тьюторство.
В инклюзивном образовании тьютор – это специалист, который организует условия для успешной интеграции ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду образовательного учреждения.
Ставка тьютора появилась в штатном расписании МАДОУ № 17 "Серебряное копытце" с сентября 2018 года по запросу родителей, на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
Тьюторант - мальчик 6 лет с нарушением опорно-двигательного аппарата. Ранее ребенок год посещал индивидуальные занятия учителя - дефектолога и учителя – логопеда, поэтому установить взаимодоверительные отношения было не сложно.
В мои обязанности как тьютора входит:
- Сопровождение ребенка во всех режимных моментах группы (принятие пищи, гигиенические процедуры, прогулки, экскурсии и т.д.) Вовлечение мальчика в совместную со сверстниками игровую деятельность. Во время образовательной деятельности организация рабочего пространства, упрощение или усложнение задания педагога, корректировка темпа выполнения, адаптация учебных материалов, которые используются на занятии в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями ребенка.
- Участие в обсуждении и составление программ, планов, подбор методик работы педагогического коллектива. Образовательная деятельность ребенка осуществляется по адаптированной основной общеобразовательной программе, на тьюторанта составлен индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) с учетом Индивидуальной программы реабилитации и абилитации (ИПРА), рекомендаций ПМПК и пожеланий родителей. ИОМ разрабатывается на один учебный год. В его разработке принимают участие следующие специалисты: учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели.
- Проведение индивидуальных занятий в соответствии с ИОМ и планом занятий. Приоритетными направлениями являются:
- социально-коммуникативное развитие ребенка (личный пример, беседы, чтение художественной литературы, организация коммуникативных и сюжетно-ролевых игр, проигрывание различных ситуаций, поручения посильные ребенку, реализация семейных проектов);
- формирование навыков самообслуживания (формирование навыков культурного поведения за столом, мытье рук, использование носового платка и т.д.);
- развитие мелкой моторики рук (использование бизибордов, геобордов, тренажеров для рук, пальчиковых игр, самомассаж шариком Су Джок, игры с прищепками, пеной, песком и т.д.);
- развитие познавательных процессов;
- формирование речевого дыхания.
- Участие с воспитанником в различных видах социально значимой деятельности, направленной на реализацию социальных проектов и программ (участие в праздниках, концертах, конкурсах, фестивалях и т.д.). Работа в данном направлении важна для воспитания у ребенка чувства уверенности в своей силе, она дает возможность повысить уровень самоуважения и самооценки, мотивирует на активное взаимодействие с окружающими людьми.
- Мониторинг уровня развития ребенка для корректировки способов, приемов, технологий педагогического воздействия.
- Регулярное поддерживание связи с родителями (сообщение о состоянии здоровья, об успехах и сложностях, которые испытывает ребенок в плане обучения, общения, об особенностях поведения в той или иной ситуации).
В конце учебного года после проведения итогового диагностического обследования, исходя из личных наблюдений, и отзывов родителей можно сделать следующие выводы:
- у ребенка повысился уровень развития по всем образовательным областям;
- значительно улучшились показатели развития мелкой моторики рук;
- мальчик охотно вступает в общение со знакомыми взрослыми, умеет налаживать взаимодействие со сверстниками в группе в самостоятельной деятельности;
- вырос уровень сформированности сюжетно-ролевой игры.
Одним из главных достижений проделанной работы является формирование у мальчика положительной мотивации к деятельности характерной для ребенка дошкольного возраста (музыкальной, коммуникативной, образовательной, игровой и т.п.).
Считаю, что предоставляя ребенку возможность активно участвовать в жизни группы других сверстников, помогая полноценно прожить период дошкольного детства, мы выполняем главное условие успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, а также вселяем веру в родителей в успешное будущее своих детей.