Вызывающее оппозиционное расстройство

Рейтинг:  4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Новосёлов Артем Андреевич, детский врач-психиатр, ФГБУЗ ЦМСЧ 31 ФМБА, Чехлова Ольга Викторовна, ГБОУ СО "Новоуральская школа №2", учитель-дефектолог, Новоуральск, Свердловская область

Вызывающее оппозиционное расстройство (ВОР) в МКБ-10 отнесено к рубрике «Расстройства поведения». Диагностируется у детей младшего, среднего школьного возраста, качественно отличается от аффективных и психотических нарушений. Центральный симптом – оппозиция, противостояние взрослым. Жестокость, насилие, воровство, поджоги, характерные для других расстройств поведения, отсутствуют. Эпидемиология ВОР составляет от 5 до 20%. Разброс показателей объясняется различными диагностическими подходами. До пубертатного периода расстройство преобладает среди мальчиков, соотношение составляет 3:1. У пациентов с СДВГ оно диагностируется втрое чаще, чем в общей популяции.

Причины вызывающего оппозиционного расстройства

  • Биологические факторы. Оппозиционно-вызывающее расстройство развивается на фоне дисфункций нейромедиаторов головного мозга, низкого сердечного ритма, сниженного базального уровня кортизола, повышенной электрической активности кожи, дисфункции префронтального кортекса, миндалевидного тела. Специфика данных факторов активно изучается.
  • Генетическая предрасположенность. Точные механизмы передачи расстройства от родителя к ребенку не установлены. Наследуемым может быть темперамент, на основе которого формируется высокая эмоциональная восприимчивость, интенсивность аффекта, низкая фрустрационная устойчивость.
  • Семейные взаимоотношения. Развитию ВОР способствует жесткое, непоследовательное воспитание, невнимательное отношение к детям. Часто ребенок перенимает (копирует) упрямство родителей, приемы манипулирования, эмоционального давления, пассивно-агрессивные черты характера.
  • Психологические особенности. ВОР возникает при выраженной склонности к самоутверждению, низкой самооценке, чувстве собственной несостоятельности. Противопоставляя себя взрослым, ребенок пытается доказать собственную значимость, самостоятельность.

Классификация

     В зависимости от количества сфер, в которых реализуется расстройство, выделяют три степени тяжести:

  • Легкая. Поведение ребенка нарушается в одной определенной обстановке. Противостояние, упрямство наблюдаются дома при общении с мамой, папой, старшими сестрами, братьями.
  • Умеренная. Симптомы проявляются в двух типах ситуаций. Кроме родителей «противниками» становятся педагоги.
  • Тяжелая. Оппозиционно-вызывающие тенденции реализуются в трех и более сферах отношений. Ребенок упрям, агрессивен с учителями, родителям, родственниками, сверстниками.

Симптомы вызывающего оппозиционного расстройства

     Подозревать ОВР стоит в случае, если у ребенка наблюдается минимум 4 симптома большую часть дней на протяжении полугода:

  1. Потеря самообладания.
  2. Обидчивость и злость.
  3. Раздражительность.
  4. Вступает в спор со взрослыми.
  5. Активно сопротивляется или отказывается выполнять правила и просьбы, установленные взрослыми.
  6. Целенаправленно раздражает других.
  7. Винит в своих ошибках окружающих.
  8. Может быть злобным и мстительным.

Симптомы обнаруживаются с начала школьного обучения, реже – с 3-4 лет. Характерная особенность – проявление пассивной агрессии, ее адресность. Ребенок упрямится, отказывается выполнять просьбы старших, демонстративно обижается, легко начинает спорить, не имея аргументов. В отношениях с отцом, матерью доминирует непослушание. Конфликты возникают на почве требований соблюдения гигиены, бытового самообслуживания, школьной успеваемости. Внешне это проявляется неряшливостью, несобранностью, неорганизованностью. Попытки родителей скорректировать поведение провоцируют вспышки раздражения, вербальной агрессии, молчаливого протеста. Ребенок отказывается умываться, надевать чистую одежду, причесываться, есть за столом, посещать школу, выполнять домашние задания. Замечания родителей только усиливают оппозиционность.

В споре со старшими ребенок до последнего отстаивает свою точку зрения, лишаясь важных привилегий – возможности гулять, играть в компьютерные игры, получать сладости. Иногда эпизоды непокладистости чередуются с абсолютным послушанием. Неустойчивое поведение приводит к потере контроля со стороны детей и родителей, отношения становятся дисгармоничными, стиль воспитания – искаженным. Эпизоды интенсивного контроля по поддержанию дисциплины, фиктивные наказания, пустые угрозы сменяются чрезмерными поощрениями.

ВОР сопровождается трудностями обучения. Снижение успеваемости связано с недостаточным прилежанием, отказом от помощи окружающих. Интеллект, когнитивные функции развиты нормально. При тяжелых формах расстройства нарушаются отношения с одноклассниками. Постоянное противостояние окружающим, стремление спорить, доказывать свою правоту, обвинять в неудачах других людей препятствуют установлению дружеских отношений. Чувство вины отсутствует. Ребенок не умеет сотрудничать, отказывается помогать другим детям.

Осложнения

Без специальной коррекции вызывающее оппозиционное расстройство провоцирует дезадаптацию в различных сферах жизни. Отсутствие друзей, доверительных отношений с родителями, продуктивного взаимодействия с педагогами формирует замкнутость, желание уединиться. Результат – нарастает чувство подавленности, одиночества, депрессия, развиваются эмоциональные нарушения. У подростков оппозиционность закрепляется в чертах характера – возникают психопатические характерологические черты: озлобленность, злопамятность, завистливость, ипохондричность. Повышен риск алкоголизации, наркомании, девиантного поведения. Низкая учебная успеваемость, сложности во взаимодействии со сверстниками, учителями приводят к безразличию, негативизму к будущей профессии, трудоустройству.

Диагностика

Родители обращаются к врачам, когда негативизм, конфликтность, мнительность проявляются регулярно, учащаются, распространяются на широкий круг ситуаций. К диагностическому процессу подключается педиатр, детский психиатр, медицинский психолог. Дополнительные обследования проводятся неврологом, эндокринологом, отоларингологом. Результаты позволяют исключить аффективные и поведенческие отклонения как симптом дисбаланса нервной системы или гормонального статуса, нарушения слуха.

Вызывающее оппозиционное расстройство необходимо дифференцировать с нормальными проявлениями кризисного периода. Ключевые моменты – стойкость, регулярность, длительность. От других поведенческих расстройств ВОР отличается отсутствием открытой агрессивности – дети не стремятся нанести вред, причинить боль, не занимаются воровством, поджогами, нападениями.

Лечение вызывающего оппозиционного расстройства

Модификация оппозиционного поведения детей невозможна без изменения отношения родителей. Поэтому в процесс лечения вовлекается вся семья: ребенок, мама, папа, старшие братья, сестры. Техники психотерапевтической работы подбираются специалистом индивидуально с учетом возраста пациента, особенностей отношений внутри семьи. Используются следующие методы:

  • Индивидуальная психотерапия. Психотерапевт обучает ребенка справляться с гневом, страхом, агрессией. Техниками когнитивной терапии прорабатываются устойчивые негативные мысли об отношении родителей, воспитании.
  • Семейная поведенческая терапия. Специалист совместно с членами семьи разрабатывает эффективные способы взаимодействия, способы мирного разрешения конфликтов. В форме игр, тренингов происходит апробирование различных психологических приемов.
  • Консультирование родителей. Психолог проводит встречи с обоими родителями, обсуждает существующий способ воспитания, его достоинства, недостатки, указывает на связь поведения родителей с реакциями ребенка. Акцент делается на то, что в основе расстройства лежит отчуждение ребенка, стремление стать самостоятельным, потребность быть любимым.

Прогноз и профилактика

Прогноз вызывающего оппозиционного расстройства определяется своевременностью диагностики и успешностью терапевтических мероприятий. Большинство случаев имеет благоприятный исход: семейные конфликты сглаживаются, ребенок находит другую сферу для самоутверждения. Предупредить поведенческие нарушения можно с помощью выстраивания продуктивных доброжелательных отношений. Необходимо поощрять ребенка за помощь, сотрудничество, уступчивость, демонстрировать эмоциональную стабильность, самоконтроль, последовательность поступков. Важно участие обоих родителей, учителей, родственников.

Литература

  1. Настоящая статья подготовлена по материалам сайта: https://www.krasotaimedicina.ru/ 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить