Ватолина Татьяна Александровна, учитель-логопед, ГБОУ СО "Ачитская школа-интернат", Ачит, Свердловская область
Своевременная и грамотно организованная коррекционно-развивающая работа с детьми школьного возраста на уроках логопедии в специальном коррекционном учреждении приводит к значительной компенсации речевых навыков.
Формы коррекционно-развивающей работы на логопедических занятиях используются групповые и индивидуальные. Обе являются дополнением друг к другу, так как повышают эффективность воздействия на речевое нарушение у ребёнка. Но, в отличие от групповых, индивидуальные занятия по устранению дефекта речи, предоставляют педагогу больше времени на изучение речевого нарушения, выбор более эффективного метода коррекции и закрепление положительного результата у конкретного ребёнка.
Учитываю индивидуальный подход на этапе делению детей по подгруппам с учетом уровня речевого развития. При выборе задач, методов, приемов и содержания коррекционной работы.
Под дифференцированным обучением обычно понимают форму организации учебной деятельности для различных групп учащихся. Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка. То, что обучение, так или иначе, должно быть согласовано с уровнем развития ребёнка - это установленный и многократно проверенный факт, который невозможно оспаривать. Каждый ребенок с ограниченными возможностями в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями.
Работу по индивидуально-дифференцированному подходу к детям с ОВЗ на логопедических занятиях делю на четыре этапа.
этапы |
цель |
индивидуальные особенности ребенка |
I этап |
изучение индивидуальных особенностей детей |
-физическое здоровье, психологических, личностных. В том числе особенностей мыслительной деятельности, и даже условий жизни в семье |
II этап |
деление на группы, подгруппы |
- уровень усвоения материала на данный момент; -уровень работоспособности и темп работы; -особенности восприятия, память, мышления; -уравновешенность процессов возбуждения и торможения |
III этап |
планирование |
подбор дифференцированных заданий, включающих различные приёмы, которые помогают детям самостоятельно справиться с заданием, или связанных с увеличением объёма и сложности задания |
IV этап |
мониторинг |
контроль результатов работы каждого ребенка, в соответствии с которыми меняется характер дифференцированных заданий |
На каждом занятии особое место отвожу артикуляционной гимнастике.
Значение ее вполне оправдано, так как произношение звуков речи - сложный двигательный навык. Поэтому необходимо, чтобы ребенок мог самостоятельно управлять своим артикуляционным аппаратом и не задумываясь выполнял инструкции педагога: «поднять кончик языка к небу, отодвинь язык в глубь рта, спрячь язык за зубы, положи язычок на нижнюю губу и т. д». Не каждый ребенок справляется с заданием быстро и умело, хотя и такие дети есть. Одному ребенку достаточно словесной инструкции, другому еще и показ взрослого (по подражанию), трети нуждается в механической помощи. На этом этапе очень хорошо прослеживается дифференцированный подход.
Целенаправленно веду работу по развитию мелкой моторики пальцев рук, что ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение. Например в младших классах используются простые речевые игры, а в старших классах провожу игры с разными предметами: счетные палочки, шишки, карандаши, скрепки, конструирование поделок из бумаги, пластилин, что способствует не только развитию моторики, но и формированию фонематического слуха, развитию связной речи, мыслительной деятельности, памяти и внимания учащихся – что является необходимым условием для успешного и разностороннего обучения школьников с ограниченными возможностями в развитии.
На своих занятиях использую словесные методы с целью формирования грамотной, четкой, выразительной речи. Например, играя в игру «Повтори» знаю, какой ребенок может повторить только короткое слово, а какой может повторить не только предложение, но и фразу. Поэтому материал для каждого ребенка подбираю с учетом его возможностей.
С целью активизации внимания использую наглядные методы: рассматривание рисунков, картин, макетов, просмотр видеозаписей, схемы, таблицы, что способствует коррекции речевых навыков. Например: использование презентаций на разных этапах урока, правила правописания букв, при проведении физминуток, гимнастики для глаз и т. д
Чтобы определить сформированность веду мониторинг, который включает в себя следующие показатели:
- Фонематическое восприятие;
- Артикуляционная моторика;
- Звукопроизношение;
- Звуко-слоговая структура слова;
- Исследование навыка звукового анализа;
- Грамматический строй речи;
- Словарь и навыки словообразования;
- Понимание логико-грамматических отношений;
- Связная речь.
Ведение данного мониторинга помогает отслеживать и менять характер дифференцированных заданий с целью повышения эффективности воздействия на речевое нарушение у ребёнка.
Таким образом, можно сделать вывод, что реализация индивидуального и дифференцированного подхода к детям в коррекционной школе, это - учет в содержании и организации коррекционного процесса первичного нарушения в развитии ребенка, вторичных и осложняющих расстройств нервно-психической деятельности, сохранных функций и генетической программы. Обеспечение разноуровневости, разнолинейности содержания и организации коррекционной работы.