К проблеме актуальности обеспечения психологической безопасности участников инклюзивного образовательного процесса

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Гилязова Земфира Радиковна, педагог-психолог, КОУ НВШООВЗ № 2, Нижневартовск, ХМАО

Образовательная инклюзия является неотъемлемой частью социальной инклюзии. Образование, как основной социальный институт, содействует успешному включению детей с различными потребностями и возможностями в общество, а также их адаптации и самореализации.

Поскольку мы рассматриваем психологическую безопасность личности в инклюзивной образовательной среде, нам необходимо определить, что мы понимаем под психологической безопасностью личности субъектов образовательных отношений: педагогов, учащихся – младших школьников с разными образовательными возможностями и их родителей.

Анализ исследовательской практики, направленной на изучение психологической безопасности личности в образовательной среде, показывает, что в наибольшем количестве представлены работы, посвященные исследованию психологической безопасности подростков (И.А. Баева, Е.В. Гришина, Е.Б. Лактионова и др.) [22, 87, 156], тогда как психологической безопасности младших школьников посвящено лишь несколько работ (П.И. Беляева, Л.С. Рещикова, Л.И. Шахова) [43, 236, 323]. Единичными являются работы, рассматривающие особенности психологической защищенности младших школьников, педагогов, родителей как субъектов инклюзивной образовательной среды (Т.Б. Беляева, П.И. Беляева, В.И. Долгова, М.Б. Калашникова) [46, 100].

Анализ исследований (Н.Е. Ильиных, Г.Г. Зак, А.И. Петренко, Г.А. Романовой, Г.К. Труфановой, Е.В. Хлыстовой) показал, что в качестве угроз и рисков психологической безопасности в образовательных организациях, реализующих инклюзивную образовательную практику, выступает:

  1. изменение стратегии деятельности образовательных организаций в процессе организации инклюзивного образовательного пространства;
  2. низкая активность педагогов в деле решения проблем обучения и воспитания детей с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде;
  3. чрезмерная загруженность педагогического коллектива разработкой программно-методического обеспечения педагогического процесса, что препятствует созданию реальных условий для развития личности обучающихся с ОВЗ;
  4. Особенности личности участников образовательного процесса, связанные с выгоранием педагогов, неготовностью развивающихся детей и их родителей к инклюзивному образованию, а также недостатком социального опыта у обучающихся с особыми образовательными потребностями.
  5. Недостаточное развитие системы психологической поддержки для детей с особыми образовательными потребностями и их родителей в общеобразовательных учреждениях.
  6. Недостаточность профилактических мер, направленных на сохранение психологического здоровья участников образовательного процесса.
  7. Проявления физического и психологического насилия в отношениях между учащимися и учащимися с особыми образовательными потребностями.

Тем не менее, Е.М. Кочнева и Л.Б. Морозова отмечают, что в современных исследованиях по вопросу о психологической безопасности образовательной среды уделяется больше внимания учащимся, в то время как педагоги остаются в тени. Однако, часто учителя становятся объектами опасных ситуаций, как подмечено в исследованиях [147, с. 365].

Ряд исследований доказывает, что личность учителя играет ключевую роль в создании психологической безопасности учащихся (В.Н. Барцевич, З.Н. Галина, Л.В. Коломийченко, Л.М. Митина, А.А. Наумов) [34, 139, 192].

Общий уровень культуры педагогов, их личностные качества, направленные на осознание смысла педагогической деятельности, ее гуманитарной направленности, понимание и осознание психики участников образовательного процесса (детей в различных возрастных группах, их родителей и педагогов), а также профессиональная компетентность и педагогическое мастерство рассматриваются как необходимое условие безопасности образовательной среды. Это ведет к правильному выбору применяемых методик обучения и воспитания, ориентированных на развитие индивидуальности, и индивидуально-дифференцированному подходу. Таким образом, педагог, обладающий мотивацией, психолого-педагогической и профессиональной компетентностью, является одним из гарантов психологической безопасности в любой образовательной среде.

Ирина Александровна Савченко подчеркивает, что при рассмотрении вопросов психологической безопасности учителя целесообразно обратить особое внимание на личную компетентность преподавателя в области безопасности, его отношение к этическим нормам и ценностям, которые определяют культуру ненасилия и компромиссов, на установку соблюдать меры безопасного поведения в профессиональной деятельности, а также способность справляться со стрессом, отрицательным и деструктивным воздействием, а возможно, и с агрессией, а также переносить эмоциональные и умственные нагрузки, возникающие в процессе работы. Безусловно, обеспечение психологической безопасности учителя также включает его способность управлять поведением учеников в критических ситуациях, предотвращать агрессию и панику, разрешать опасные конфликты и так далее [250].

Таким образом, положительное отношение педагога к инклюзивной образовательной практике, его удовлетворенность работой в образовательном учреждении и взаимодействием с разными субъектами образовательного процесса (детьми с различными образовательными возможностями, их родителями, администрацией) и защищенность от проявлений насилия в инклюзивной образовательной среде будут служить показателями психологической безопасности педагога в контексте инклюзивной образовательной практики.

Следует уделить внимание также вопросу психологической безопасности родителей. Наталья Георгиевна Рассоха выделяет высокую степень родительской вовлеченности и уровень удовлетворенности родителями взаимоотношениями с остальными участниками образовательного процесса как важные психологические характеристики школьной среды, способствующие сохранению и обеспечению ее психологической безопасности.

Н.Г. Рассоха также подчеркивает важность комплексной работы всех участников образовательной среды, отмечая, что любые усилия, направленные на поддержание и обеспечение психологической безопасности школьной среды, должны быть поддержаны учащимися, учителями, администрацией и родителями, и их продуктивные бесконфликтные взаимоотношения должны способствовать формированию представлений о психологически безопасном взаимодействии и отражаться на формировании личности всех участников. При этом межличностные отношения определяются как система установок, ориентаций, сообщений и ожиданий всех участников школьной среды друг к другу.

Таким образом, психологическая безопасность личности и среды неразрывно связаны друг с другом и являются моделью устойчивого развития и нормального функционирования человека в дружественной среде. Понятие психологической безопасности личности не может рассматриваться в отрыве от психологической безопасности среды из-за их тесного взаимодействия. Психологическая безопасность не может быть отнесена только к личностной или социальной среде взаимодействия людей в обществе, поскольку эта концепция является актуальным показателем благоприятного развития обеих сред взаимодействия. Развитие личности возможно только в условиях психологической безопасности образовательной среды.

Исследование академической литературы позволило нам предложить собственное толкование данных феноменов и рассмотреть психологическую безопасность инклюзивной образовательной среды как состояние, где риски устранены, а доступные ресурсы позволяют эффективно осуществлять обучение учащихся с различными образовательными потребностями.

В свою очередь, мы рассматриваем психологическую безопасность как психическое состояние личности, включая педагогов, обучающихся и родителей, которое проявляется в положительной реакции на инклюзивную образовательную среду, стабильных и продуктивных взаимодействиях в ней, удовлетворенности основными характеристиками среды и защищенности от насилия.

Литература:

  1. Баева, И. А. Личностные ресурсы психологической безопасности подростков и молодежи в образовательной среде / И.А. Баева, Л.А. Гаязова, И.В. Кондакова // Интеграция образования. – – Том 25. – № 3. – С. 482–497. – Текст: непосредственный.
  2. Батыгина, Т.И. Нравственная готовность младших школьников к инклюзивному образованию / Т.И. Батыгина // Герценовские чтения. Начальное образование. – – Том 8. – № 1. – С. 84–88. – Текст: непосредственный.
  3. Беляева, Т.Б. Обеспечение психологической безопасности инклюзивной образовательной среды в начальном звене школы / Т.Б. Беляева, П.И. Беляева, М.Б. Калашникова // Педагогика. – – Т. 84. – № 11. – С. 63 – Текст: непосредственный.
  4. Бедрина, В.В. Психологическая безопасность образовательной среды: формирование понятия / В.В. Бедрина, А.В. Личутин // Преподаватель XXI век. – 2010. – № 2–1. – С. 157–169. – Текст: непосредственный.
  5. Бодалев, А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. – Москва : Педагогика, – 272 с. – Текст: непосредственный.
  6. Бодалев, А.А. Психология воздействия (проблемы теории и практики) / А.А. Бодалев, Г.А. Ковалев. – Москва : Наука, 1989. – 153 с. – Текст: непосредственный.
  7. Бодалев, А.А. Психология личности / А.А. Бодалев. – Москва : МГУ, – 187 с. – Текст: непосредственный.
  8. Бодров, В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 2 Процессы и ресурсы преодоления стресса / В.А. Бодров // Психологический журнал. – – Т. 27. – № 2. – С. 113–122. – Текст: непосредственный.
  9. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович; под редакцией Д. И. Фельдштейна. – Москва-Воронеж : МОДЭК, 1995. – 352 с. – Текст: непосредственный.
  10. Вачков, И.В. Введение в профессию «психолог» : учебное пособие для вузов / И.В. Вачков, И.Б. Гришпун, Н.С. Пряжников ; под редакцией И.Б. Гришпуна. – Москва : МПСТ ; Воронеж : МОДЭК, 2002.– 464 с. – Текст: непосредственный.
  11. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6–ти томах / Л.С.Выготский. – Москва : Педагогика, 1983. – Текст : непосредственный.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить