Тимофеева Ольга Вячеславовна, учитель-логопед, МБОУ СКОШИ ЧГО, Чайковский, Пермский край
В последнее время одной из широко обсуждаемых проблем практической психологии является роль мозжечковой стимуляции в психическом развитии детей. Мозжечковая стимуляция - это система физических упражнений, направленных на совершенствование функций мозжечка, активно участвующих в формировании речи, высших психических функций.
Мозжечок (от лат. "cerebellum" -малый мозг) чаще рассматривается как структура, которая обеспечивает равновесие и координацию тела, управляет произвольными и непроизвольными движениями, регулирует мышечный тонус. Мозжечковая стимуляция значительно улучшает эффективность любых коррекционных занятий: с логопедом, психологом, дефектологом. В ходе занятий повышается пластичность мозга, появляется возможность заполнить пробелы и восполнить недостатки функциональности базовых структур головного мозга.
Самые актуальные программы мозжечковой стимуляции на сегодняшний день это:
- Программа Learning Breakthrough Фрэнка Бильгоу с использованием разработанной им балансировочной доски и комплекса оборудования Balametrics;
- Модифицированные программы Balametrics с использованием других балансировочных досок, с использованием всевозможного оборудования и большого количества упражнений;
- Мозжечковая стимуляция и вестибулярные упражнения с задействованием оборудования из зала сенсорной интеграции (качели, гамаки, батуты);
- Упражнения на удержание равновесия на интерактивной платформе wi-fiit.
Для упражнений применяют специальные приспособления балансиры, использование которых требует от ребенка концентрации внимания, удержания равновесия и выполнения несложных задач. К балансировочной доске прилагается дополнительное оборудование: мешочки, планка, напольная мишень, кегли, банки, стаканчики, набор разных мячей.
Упражнения, направленные на мозжечковую стимуляцию:
В начале работы используем упражнения, когда ребенок стоит на поверхности пола (для увеличения коррекционного эффекта со временем можно ограничить пространство для выполнения упражнений: отчертив границы мелом или ограничить поле фанерой определенного размера).
Варианты упражнений: (см. в буклете)
Упражнения с разновесными мешочками: (см. в буклете)
Разного веса мешочки с крупой кидаются ребенку:
Постепенно усложняем упражнения: используем мешочки, мяч-маятник.
Если у ребенка появились вегетативные реакции на вращательные упражнения (бледность, повышенное потоотделение, тошнота, головокружение), страх или неудовольствие, то вращательную нагрузку следует в данный момент прекратить, в дальнейшем уменьшить, постепенно увеличивая от занятия к занятию.
Игры при коррекции звукопроизношения.
Упражнения с мешочками и мячам: : (см. в буклете)
Упражнения с мячом-маятником:
- Ловим и бросаем мяч-маятник (он подвешивается на крючок, вбитый в полок, на расстоянии 1м 30см от пола) двумя руками, произнося слог с автоматизируемым звуком
- То же с хлопками
- "Подбивать" (раскрытой ладошкой верх) мячик левой рукой, правой, поочередно. Произнося при этом слог с автоматизируемым звуком
Игры с доской:
- Найти предмет с автоматизируемым звуком в правом верхнем углу, в нижнем ряду, в левом столбике, в правом столбике и т.д. Назвать и ударить по нему мячом.
- То же, но с предлогами. Найти предмет ПОД чем-то, НАД чем-то и ударить по нему мячиком и т.д
Упражнения для развитие фонематических процессов.
- Стоя на доске повторить слоги с оппозиционными согласными,
- Определить первый (последний) звук в слове, место звука в слове, количество звуков в слове и т.д.
Игры с доской для отбивания:
Найти предмет в правом верхнем углу, назвать его, определить первый звук в слове, и ударить по нему мячом, поймать мяч.
Упражнения и игры для обогащения словарного запаса: "Отгадывание загадки", "Животные и детеныши"", "Скажи наоборот", "Ассоциации", "Разноцветная фантазия".
Игры для развития грамматического строя речи: "Один-много", "Посчитай", "Назови ласково", "Из чего - какой", "Чей, чья, чье" и т.п.
Кроме того, для мозжечковой стимуляции можно использовать следующие упражнения: (см. в буклете)
Регулярные упражнения на равновесие способствуют созданию и укреплению необходимых нейронных связей между отделами головного мозга, дефицитарность которых вызывает различные трудности у детей.
В целом, результаты могут быть следующие: (см. в буклете)
Работая с этим оборудованием, отмечаем только положительную динамику в развитии обучающихся. Использование веселых заданий, обыгрывание упражнений, которые довольно сложны для выполнения ребенком позволяет коррекционную работу превратить в веселую игру, которую не хочется прерывать, не смотря на физическую усталость.