Молодежные инклюзивные игры

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Еременко Наталья Рафаиловна, педагог-психолог, Коробейникова Ольга Александровна, педагог-психолог, ГАНОУ СО "Дворец молодёжи", Екатеринбург, Свердловская область

Интеграция детей с ОВЗ и инвалидностью в социум предполагает создание инклюзивного общества, в котором каждый сможет чувствовать свою ценность. Задача системы образования – воспитание у подрастающего поколения инклюзивной культуры через организацию инклюзивного взаимодействия обучающихся.

Правильно организованное инклюзивное взаимодействие дает большие возможности для личностного развития всех его участников:

  • у детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья формируется уверенность в себе и принятие себя, развиваются самостоятельность, автономность, коммуникативные и социальные навыки, которые необходимы для успешной самореализации в обществе;
  • у обучающихся без особых образовательных потребностей формируется позитивное отношение к миру и принятию других, развиваются новые социальные компетенции, расширяются возможности для налаживания новых дружеских отношений;
  • педагогам инклюзивное взаимодействие помогает наладить сотрудничество с другими специалистами, дает возможность для профессионального развития через познание новых методов и приемов преподавания и учебных стратегий.

Дворец молодёжи является партнером проекта "Школа юных мастеров инклюзии", направленного на развитие компетенций инклюзивного взаимодействия у обучающихся и педагогов дополнительного образования Свердловской области. Проект реализуется АНО "Белая Трость" совместно с партнерами при поддержке Департамента внутренней политики Свердловской области и Фонда Президентских грантов. В рамках данного проекта в 2023 году проводилась серия инклюзивных мероприятий, участниками которых стали обучающиеся из Центров цифрового образования детей "IT-куб" и Детских технопарков "Кванториум" Дворца молодёжи, школы-интерната для слепых и слабовидящих им. А. С. Мартиросяна, кадетской школы-интернат "Юность", школы-интерната для глухих и слабослышащих №11, Екатеринбургской школы-интернат "Эверест" (ребята с нарушениями ОДА), воспитанники детского центра совместного творчества "Развитие".

Одной из форм организации инклюзивного взаимодействия являются молодежные инклюзивные игры. В них участвуют смешанные команды, в которые входят как люди без инвалидности, так и люди с ограниченными возможностями здоровья.

Технология проведения инклюзивных игр включает несколько этапов:

  1. Подготовительный этап. Начинается с определения вида игры, с постановки целей и задач, разработки подробного сценария, определения места и времени проведения, подготовки оснащения и необходимого оборудования.
  2. Организационный этап. На этом этапе определяются все предполагаемые участники игр (дети, партнеры, ведущие мастер-классов, волонтеры и пр.), согласовываются все моменты реализации сценария, проводятся инструктажи для волонтеров, решаются вопросы транспортировки участников при необходимости.
  3. Этап проведения игры. На этом этапе все участники игры включаются в активную совместную деятельность. Ведущий и волонтеры координирует действия участников игры по ходу сценария.
  4. Этап анализа и обобщения. Этот этап имеет очень важное значение, так как здесь происходит обсуждение, анализ, даётся самооценка и оценка проведенной игры. Участники дают обратную связь о мероприятии, делятся своим мнением. Организаторы проводят анализ реализации сценария: определяют была ли достигнута цель, выявляют проблемы и пути их решения.

В рамках молодежных инклюзивных игр проекта проводились такие мастер-классы, как "пение" гимна проекта "Паруса духа" с использованием жестового языка, пластилинография с повязками на глазах, передвижение по лабиринту на коляске с повязками на глазах под звуковым руководством волонтера, тактильные шахматы, сборка ПК с завязанными глазами, сборка лего-роботов с завязанными глазами под словесным руководством напарника и последующая проверка их функциональности во время прохождения робо-лабиринта и многое другое.

Моделирование ограничений людей с инвалидностью позволило участникам испытать себя в необычных обстоятельствах, задействовать другие каналы восприятия за счёт ограничений и больше узнать о тех, кто живёт рядом, но по-другому. Особенно показательным было то, как участники с нарушением слуха проходили мастер-классы с завязанными глазами и взаимодействовали с командой. Это вызывало удивление и восхищения у многих ребят без ОВЗ.

Непосредственное участие в инклюзивных играх готовит молодых людей взаимодействовать друг с другом в различных жизненных ситуациях, учит брать на себя ответственность за принятие решения возникающих проблем, проявлять инициативу, успешно работать в группе, активно и эффективно участвовать в жизни коллектива.

Литература

  1. Баранников, К. В. Инклюзивное взаимодействие — контекст, в котором активизируются скрытые способности / К. В. Баранников. – Текст : электронный // АНО "Белая трость" : официальный сайт. – URL: https://extrability.org/materials/barannikov (дата обращения: 01.11.2024).
  2. Колпащиков, О. Б. Инклюзивные социокультурные мероприятия в дополнительном образовании: методическое пособие. / О. Б. Колпащиков, К. В. Баранников, Д. В. Куваева, Д. Е. Щипанова / под ред. Д. В. Куваевой – Екатеринбург : ГАНОУ СО "Дворец молодёжи", 2023. - 102 с. – URL: https://extrability.org/shumimetod (дата обращения 01.11.2024). - АНО "Белая трость": официальный сайт. – Текст : электронный.
  3. Маллаев, Д. М. Перспективы развития интегрированного и инклюзивного пространства в российском образовании — методологические аспекты и практика / Д. М. Маллаев, О. А. Бажукова. - Текст: непосредственный // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2018. - Т. 12, № 3. - С. 76-82.
  • 00001
  • 00002
  • 00003

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить