Жиянова Виктория Дмитриевна, учитель, МКОУ АГО "Ачитская СОШ", Ачит, Свердловская область
В практике логопедической работы нередко встречаются дети с девиантным поведением. Анализ диагностики учащихся начальных классов показывает, что период адаптации к школе очень длительный. Кризис семи лет отягощает адаптацию, особенно у детей с девиантным поведением. На занятиях такие дети с трудом выполняют предложенные задания, не могут сосредоточиться и выполнить их до конца. А иногда даже совершают импульсивные и эмоционально неустойчивые движения. Имея достаточно неплохие способности к учебе, испытывают трудности в обучении и самоорганизации из-за недостаточной концентрации внимания, неумения планировать свою деятельность. Главной задачей в работе с детьми с девиантным поведением в начальных классах является обеспечение максимально возможного, всестороннего и гармоничного развития, физического, социального и психологического благополучия с учетом его личностных особенностей.
В связи с этим на логопедических занятиях среди различных практик, которые использую в работе с такими детьми применяю нейропсихологический приём "моторная дорожка", в процессе которого через прямое воздействие на речевую деятельность происходит опосредованное влияние на формирование адаптивного поведения детей младшего школьного возраста. Дети, имеющие нарушения речи, редко имеют уверенную координацию движений. Стимулируя мелкую, общую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. В структуру каждого логопедического занятия включаю упражнения с использованием «Моторных дорожек», рекомендованных нейропсихологами.
Моторная дорожка - это небольшая полоса препятствий, которая является обязательной частью каждого занятия "речь-движение". Самое главное, моторная дорожка должна быть безопасной и соответствовать возрасту детей.
Занятия с дорожками имеют большое значение для развития навыков моторного планирования, что особенно актуально в коррекционной работе с детьми с девиантным поведением. На логопедических занятиях учу детей проходить «моторные дорожки». Моторные дорожки развивают моторное планирование, координацию и моторную ловкость, представление о схеме собственного тела, навык ориентировки в пространстве, умение доводить начатое до конца.
Моторные упражнения использую, как самостоятельный вид занятия, так и элемент занятия. Главный принцип работы с моторными дорожками такой: если у ребенка это движение быстро и легко получается, то мы его быстро делаем, пропускаем и идём дальше. Если упражнение не получается, тогда мы останавливаемся на нём и отрабатываем данное движение до тех пор, пока движения не станут получаться легко, просто, быстро, красиво, чётко. Необходимо постепенное усложнение моторной программы, чтобы образовались новые нейронные связи.
Игры и упражнения с применением "Моторных дорожек"
"Лошадка". Перед ребенком лежат массажные следы и коврики. Когда лошадки стучат копытами, ты топаешь ногами много раз по следам, если лошадки стоят тихо, ты наступаешь на коврик и стоишь на месте. Жди, когда лошадки снова будут стучать копытами и наступай на следы и топай ногами много раз. Так ребенок проходит всю дорожку.
"Лужа". Сначала ребёнок топает, начиная с правой ножки, по стопам, затем перепрыгивает лужу "АП!" Ребенок шагает, начиная с правой ножки, затем прыгает в лужу "ПЛЮХ". Что потребуется: Лужи (из ткани, картона, фоамирана), массажные стопы (резиновые, самодельные из картона или фоамирана)
"Слушай сигнал". Ребенок должен прыгать в каждую клетку "Дорожки", но очередной прыжок он должен сделать только по сигналу педагога - "Хлопок". И др.
Результаты апробации практики внедрения данного приёма показали, что использование «моторных дорожек» создает эмоционально положительный настрой ребенка на занятие, позволяет в игровой форме формировать чувство ритма, активизировать словарь детей, автоматизировать поставленные звуки, закреплять правильность употребления в речи различных грамматических категорий, развивать навыки моторного планирования и корригировать эмоционально-волевую сферу. В дополнение к физическому и когнитивному развитию, моторная дорожка способствует и социальному развитию. Дети учатся работать в группе, разделять пространство, учиться взаимодействовать с другими детьми и соблюдать правила. Они учатся развивать навыки сотрудничества, лидерства и эмоционального интеллекта.
По результатам обследования наблюдается положительная динамика: увеличение количества детей с высоким уровнем развития навыков моторного планирования и снижение количества воспитанников с низким уровнем моторной неловкости.
Благодаря играм и упражнениям с "моторной дорожкой" ребенок учится чувствовать свое тело, понимает где его рука, нога, как ими правильно управлять чтобы не трогать препятствия. Это отличный способ учится ориентироваться в пространстве, социализироваться, лучше адаптироваться, формировать стремление, доводить начатую задачу до логического завершения, что положительно влияет на формирование адаптивного поведения детей младшего школьного возраста. Также «моторная дорожка» отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать ребенка.