Анабердиева Ольга Николаевна, учитель-дефектолог, КОУ "НВШООВЗ № 2", Нижневартовск, ХМАО
За последние десятилетия зарубежные и отечественные специалисты, работающие в области психолого-педагогических наук, отмечают рост числа случаев сложных нарушений развития. Тот факт, что российское общество постепенно начинает признавать необходимость обучения и социальной адаптации детей, со сложной структурой дефекта, заставляет специалистов всё больше задумываться о том, как строить систему работы с данной категорией детей. В своих исследованиях актуальность изучения и совершенствования системы психолого-педагогического сопровождения социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья рассматривали такие авторы как: Б. С. Братусь, В. Е. Летунова, А. В. Мудрик, А. Т. Цукерман, В. А. Шаповалова и др. [1, с. 18].
Цель исследования, представленного в статье: определение уровня развития социально-бытовой ориентации, представления о себе и коммуникативности младших школьников со сложной структурой дефекта в условиях общеобразовательного учреждения.
Поисково-констатирующий этап исследования проводился с февраля 2024г по 25 октября 2024 года на базе КОУ НВШООВЗ 2 г. Нижневартовск с использованием следующей методики: "Карта наблюдений" (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л. А. Нисневич, 2000). В основе методики лежит принцип семантического дифференциала, предложенного Ч. Осгудом (1972) [3, c. 354]. После проведения заполнения специалистами карты наблюдений мы получили следующие результаты о том, что у младших школьников со сложной структурой дефекта сенсорно-перцептивная сфера находится на низком уровне развития – 66% ( 4 детей), и только 34% испытуемых (2 детей) показали средний уровень сформированности сенсорно-перцептивной сферы, т.е. испытуемых могут узнавать, называть и соотносить один или несколько сенсорных эталонов и применять в деятельности различные сенсорные эталоны.
Результаты, полученные при проведении методики "Карта наблюдений" на констатирующем этапе эксперимента (диагностика "Речь").
По данной шкале мы получили следующие выводы: испытуемые понимают обращенную речь, контекстуальную частично. У большинства младших школьников со сложной структурой дефекта отмечается недостаточно чистая и внятная речь, наличие логопедических проблем и слишком быстрый или слишком замедленный темп речи. Мы пронаблюдали у испытуемых довольно скудную (односложные фразы) речь, ошибочное применение слов, затруднения в изменении слов по падежам, ошибки в лицах и временах, не всегда правильное соотнесение слов с предметами и действиями. Рассказывание младших школьников со сложной структурой дефекта характеризовалось потерей сюжетной линии, эффектом "заблудившегося рассказчика", с многочисленными подсказками и наводящими вопросами.
Результаты, полученные при проведении методики "Карта наблюдений" на констатирующем этапе эксперимента ("Представления о себе. Творческие проявления")
По результатам, мы можем сказать о том, что не все дети адекватно относятся к своей внешности, возможностям, способностям, только у Романа наблюдаются творческие возможности (музыкальные способности). Большинство младших школьников со сложной структурой дефекта любят участвовать в общественных делах, ходить в гости друг к другу, общаться и играть на перемене.
Результаты, полученные по диагностике "Социально-бытовая адаптация"
100% испытуемых (6 человек) показали 2-й уровень "Социально-бытовая адаптация", это значит, что дети могут во многом справляться самостоятельно (личная гигиена, одевание и раздевание, прием пищи), но требуется помощь или поддержка взрослых. Также дети знают части тела, могут их показать на себе или кукле. Ориентируются в составе семьи, знают назначение отдельных бытовых предметов, различают день и ночь, знают название и назначение отдельных частей помещения. Могут самостоятельно выполнить некоторые бытовые задания (накрыть на стол, убрать посуду, вытереть пыль и пр.), называют свой адрес. Знают и часто соблюдают правила поведения на улице и в общественных местах. Знают некоторые растения и животных.
Результаты, полученные при проведении методики "Карта наблюдений" на констатирующем этапе эксперимента (диагностика "Учебные навыки")
В группе испытуемых в основном у всех младших школьников со сложной структурой дефекта школьные навыки находятся на низком уровне развития – 83% (5 детей). Дети испытывают трудности по письму, счету и чтению. Но в тоже время некоторые дети могут самостоятельно писать, знают буквы, слоги. Слова, владеют счетом в пределах 10. Навыками сложения и вычитанию владеют слабо, могут считать при помощи учителя или с опорой на предметы.
Результаты, полученные при проведении методики "Карта наблюдений" на констатирующем этапе эксперимента (диагностике "Коммуникативность")
Исходя из анализа результатов, мы можем сделать следующие выводы: у 1 ребенка (17%) со сложной структурой дефекта мы пронаблюдали низкий уровень по шкале "Коммуникативность", у испытуемого отмечается явная интровертированность, замкнутость, аутичность; у 66% (4 детей) тенденция к интровертированности, крайняя избирательность в контактах; а с другой стороны дети биверты, тянутся к общению, но достаточно избирательны в контактах; у Ромы (17%) наблюдается экстравертированность, ребенок любит общаться как со знакомыми, так и незнакомыми; легко вступает в контакт, и пр.
Анализируя результаты проведенной диагностики на констатирующем этапе эксперимента, можно сделать следующие выводы. Речь младших школьников со сложно структурой дефекта имеет грубые нарушения произношения, лексики и грамматического строя, отличается бедностью словаря и синтаксических конструкций. Младшие школьники со сложной структурой дефекта отличаются общей физической ослабленностью, быстрой утомляемостью, которая наступает в результате не только физической, но и умственной нагрузки. Санитарно-гигиенические навыки у испытуемых развиты частично. К занятиям все дети проявляют интерес. При обследовании уровня коммуникативности младшие школьники со сложной структурой дефекта показали хороший результат при общении со взрослыми и при взаимодействии со сверстниками.
Таким образом, встает необходимость психолого-педагогического сопровождения социализации младших школьников со сложной структурой дефекта средствами арт-терапии в условиях общеобразовательного учреждения.