Замиралова Екатерина Вячеславовна, учитель-дефектолог, МАДОУ № 49 "Радуга", Серов, Свердловская область
Одной из задач коррекционно-образовательной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, является создание оптимальных условий для развития качеств и навыков, которые необходимы для социальной адаптации детей. Развитие детей в соответствии с требованием времени, для их социализации в современном обществе невозможно представить без использования современных технических средств обучения- интерактивного оборудования.
Исходя из вышеизложенного, назрела необходимость использования в коррекционно-развивающей работе современных образовательных технологий, способствующих повышению результативности коррекционного воздействия. В рамках коррекционно-развивающих занятий учителя-дефектолога мною используется программируемый робот Bee-Bot "Умная пчела", который обеспечивает коммуникативное, познавательное и эмоциональное развитие воспитанников с ОВЗ, позволяет включать детей в социально значимую деятельность, способствует их самореализации.
Обучение детей работе мини -роботом "Bee Bot" проводилось поэтапно. На начальном этапе обучения дети знакомились со строением и функциями "Умной пчелы" с помощью сказки "В гостях у пчелки Майи".
Следующий этап – обучение детей элементам управления "пчелой", далее дети программируют робот под руководством педагога на базовом коврике. Коврик изготовлен самостоятельно из прозрачной пленки, разделенной на сектора, равные одному шагу "Умной пчелы". Возможности этого коврика безграничны, так как можно использовать любые тематические карточки. Карточки размещаются на полях игрового коврика в зависимости от цели задания.
На третьем этапе, дети самостоятельно задают алгоритм для движения мини робота. Воспитанники занимаются программированием устройства и назначают ему путь передвижения, что помогает в развитии воображения, учит планированию, развивает познавательную активность и пространственное мышление.
Робот обладает памятью на 40 шагов, что позволяет задавать и решать задания различной сложности. "Умная пчела" управляется при помощи кнопок, расположенных на спинке пчелы. В игре могут принимать участие как один, так и несколько детей. Мини-робот издает звуковые и световые сигналы, тем самым привлекая внимание ребенка и делая занятие ярче и занимательнее. Использование роботов "Bee-bot" способствует разностороннему развитию детей, это самый простой путь для обучения основам программирования в дошкольном возрасте. Процесс программирования, даже самый элементарный, предполагает проведение таких операций как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, умение строить умозаключения. Овладевая логическими операциями, воспитанники становятся более внимательными, учатся мыслить, умеют в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы. Составляя план действий для робота, необходимо просчитать количество "шагов" на плоскости, что способствует освоению счета. Программируя "Умную пчелу", обучающиеся учатся использовать понятия "направо", "налево", "вперед", "назад", "посередине", "между", что также способствует формированию речи.
В результате анализа диагностики детей с ОВЗ выявлено, что у 90% воспитанников низкий уровень познавательной активности, мотивации к обучению. У 80% воспитанников не сформированы элементарные математические представления, недостаточный объем знаний об окружающем мире.
С целью коррекции выявленных проблем представляю варианты использования программируемого мини-робота "Умная пчела" в коррекционно-развивающей деятельности с детьми дошкольного возраста с ОВЗ. Для различных образовательных ситуаций с роботом "Bee-Bot" я использую разные игровые поля – специальные тематические коврики.
Для развития математических представлений использую поле "Счет", выполняя задания ребенок узнаёт цифры, учит их последовательность и обучение счету от 0 до 10, порядковому счету прямому и обратному. Учится соотносить цифру с количеством предметов. Закрепляет понятия больше, меньше, поровну. Учится определять место в числовом ряду и отношения между смежными числами.
Для повышения познавательной активности, закрепления знаний об основных цветах, геометрических фигурах и привлечения внимания дошкольников с ОВЗ использую игровое поле "Цвета и формы".
Коврик "Город" используется для уточнения и активизации знаний о городских объектах, о достопримечательностях города, о правилах дорожного движения.
Коврик "Сказка" дает возможность детям вспомнить героев сказок, закрепить знания детей о сказках, обогатить словарный запас, помогает ребенку вспомнить последовательность сказки и учит пересказывать её. У ребенка развивается лексико-грамматический строй речи, эмоциональная выразительность, коммуникативные способности.
Коврики "На ферме" и "Лес" используется для расширения и систематизации знаний о домашних и диких животных, детенышах животных, птицах, растительности леса.
Практика показывает, что при систематическом использовании данной технологии, дети стали активнее на занятиях, улучшилась концентрация внимания, восприятие и запоминание материала. Обучение для детей с ОВЗ стало более привлекательным, разнообразным воспитанники проявляют активный познавательный интерес к получению новой информации, положительный эмоциональный настрой во время занятий.