Седова Наталия Рифкатовна, учитель-дефектолог, ГБОУ СО "Екатеринбургская школа № 2", Екатеринбург
"Читайте - и вам откроется целый мир", - пословица.
В работе учитель - дефектолог часто сталкивается с проблемой несформированности или нарушениями навыка чтения, понимания прочитанного у обучающихся. Обучающиеся, которые не умеют читать, имеют трудности в освоении остальных учебных предметов.
В современном обществе люди редко берут в руки книги, а еще реже читают своим детям. Зачастую родители не успевают даже поговорить со своими детьми, им легче включить мультик и дальше заниматься своими делами. Но во многих мультиках герои не произносят, ни слова. Особенности психики таковы, что ребенок с интеллектуальными нарушениями не может переработать полученную информацию без объяснений взрослого. Не может ее понять и запомнить. Рассказанная мамой сказка перед сном или педагогом на уроке дает возможность проанализировать ее, обсудить героев сказки, их поступки и последствия, погружает ребенка в мир доброты, честности и справедливости.
Со сказки начитается знакомство с миром литературы, правилами межличностных отношений, с окружающим миром в целом. Волшебный образ героев закрепляется в реальной жизни и регулирует желания и поступки ребенка. А это важно для детей с интеллектуальными нарушениями. Для них характерно недоразвитие эмоционально-волевой сферы, трудности формирования морально-этических качеств. Противопоставление добра и зла, особые причинно-следственные связи и явления делают сказку инструментом для формирования нравственности.
В работу были взяты произведения А. С. Пушкина, они наполнены гуманизмом, затрагивают универсальные и актуальные темы. Обучающиеся 7-8 классов с интеллектуальными нарушениями познакомились с его произведениями в начальной школе.
Основными задачами урока являлись:
- обобщать и расширять знания детей о произведениях А.С. Пушкина;
- развивать образное мышление, память, речь, вызывать положительные эмоции и познавательный интерес;
- воспитывать любовь к чтению.
План урока:
- видео-аудио демонстрация стихотворения "У лукоморья";
- организационный момент;
- вступительное слово учителя;
- задание №1 "Подскажи словечко";
- чтение стихотворения "Няня" наизусть;
- биография поэта- мультфильм https://youtu.be/SkUWxD2ZwGw?feature=shared
- вопросы по мультфильму;
- задание №2 "Там на неведомых дорожках";
- задание №3 "Так все начиналось";
- заключительное слово учителя.
На уроке была предусмотрена смена видов деятельности, даны разнообразные задания, содержание которых соответствует возможностям детей с интеллектуальными нарушениями. Данное занятие способствовало формированию познавательного интереса, развитию речи и высших психических функций. (Приложение 1).