Паршина Елена Георгиевна, учитель-дефектолог, МАУ ДО "ЦДК", Новоуральск, Свердловская область
В любые времена люди сочиняли и рассказывали детям сказки. У специалистов – дефектологов, логопедов, психологов – сформировался свой взгляд на образовательно-коррекционный потенциал сказок.
- Сказка является доступным для детского восприятия способом обогащения представлений о мире и о системе взаимоотношений в нем, мотиватором познания.
- Сказки помогают пробудить интерес к родному слову. В тексте есть описания предметов и явлений, действий и признаков; красочные эпитеты. Знакомство со сказкой способствует быстрому и полноценному становлению речи.
- Сказки для детей просты, носят цикличный характер – в них многократно повторяется сюжет с небольшим изменением. Это развивает память, слуховое и зрительное внимание, наблюдательность. Повторение одних и тех же действий, событий, фраз в сказке помогает в работе с детьми с РАС.
- В сказке подробно излагается зримая и конкретная схема последовательно выполняемых действий. Это помогает ребёнку усваивать связи между причиной и следствием, прослеживать все шаги от начала сюжета к его завершению, а в итоге – обеспечивает формирование мыслительных процессов.
- Сказка помогает формировать социальную позицию, ценностный взгляд на окружающий мир (что такое добро и зло).
Поэтому в работе дефектолога актуальным направлением становится включение русских народных сказок в процесс образования.
Цель выбранного направления работы: расширение содержания коррекционно-образовательной деятельности с детьми посредством выстраивания взаимосвязи между ознакомлением с окружающим миром, развитием речи и практической детской деятельностью в процессе погружения в русскую сказку. Мы "познаём мир через сказку" в совместной деятельности с детьми с ОВЗ и их родителями. Это позволяет решать основные задачи обучения, воспитания и коррекции дошкольников с ОВЗ.
Мною была разработана система коррекционно-развивающих игр и упражнений по "погружению" в сказки. Предусмотрена организация разных видов детской активности – игровая, познавательно-исследовательская, двига-тельная, театрализованная, изобразительная, конструктивная деятельность и т.д.
Определены оптимальные условия "погружения" в сказку:
- учёт состояния когнитивных и речевых функций обучающихся;
- учёт возрастных особенностей детей;
- привлечение жизненного опыта обучающихся;
- активизация потенциала родителей.
Подробнее рассмотрим, как происходит работа, на примере сказки "Курочка Ряба". Игры организуются в определённой последовательности.
1) Совместные сюжетные игры с игрушками – будущими героями сказки. Игрушки – разной фактуры (резиновые, пластмассовые, деревянные, бумажные, тряпичные, в образе матрешки). Игры для неговорящего ребёнка следующие: "Покорми деда, угости бабу", "Покатай на машине", "Прятки", "Мышка заболела", "Покати с горки", "Мышка хочет спать" и др.
2) Сенсомоторные упражнения ("Чудесный мешочек" – узнай на ощупь):
- "Кто там?" (в мешочке игрушки, изображающие 1 героя, но из разных материалов). Ребенок достает из мешочка много мышек или курочек. Взрослый каждый раз озвучивает игрушку ("Ко-ко", "Пи-пи"), ребенок пытается повторять звукоподражания, а затем и облегчённые слова.
- "Кто это?": ребенок достает игрушку и соотносит с изображением на карточке.
3) Конструктивные игры – со строительными деталями разной фактуры (кубики и кирпичики из дерева, пластика, поролона), деталями "Лего", блоками Дьенеша, кубиками Никитина. Строим "Дорожки для мышки", "Башенки", "Заборчики", "Стульчики, кроватки" и "Домики" и т.д. Все действия обязательно комментируем, обговариваем, эмоционально обыгрываем.
4) Тематические песенки, потешки в сопровождении музыкальных инструментов (простукиваем палочками или деревянными ложками ритм – совместно, "рука в руке", по образцу или по картинкам-схемам).
5) Образно-двигательные имитации – малыш пропускает опыт движения через себя: "как покатилось яичко" (ложимся и катаемся по полу), "как мышка махнула хвостиком" (машем шнурком по мячику), "как яичко упало" (прыгаем), "как деда бил яичко ложкой" (бьем по мячику деревянной ложкой). Всю деятельность обязательно озвучиваем: "Упало – бух", "Бьёт – бам" и т.п.
6) Сенсорный тренинг для формирования правильного восприятия внешних свойств предметов: форма, цвет, размер, запах, вкус, положение в пространстве. Здесь эффективны такие игры: "Какое яичко больше", "Разложи яички в свои домики", "Найди такую же мышку", "Найди половинку яичку", "Угадай по звуку – кто зовет?", "Положи в корзиночку для бабы или деда всё, что сладкое", "Покорми курочку зернышками", "Где курочка?" (на стуле – "там", рядом – "вот", дополняем слово указательным жестом) и др.
7) Пальчиковый тренинг:
- игры с прищепками – "Каждой мышке свой хвостик", "Солнышко улыбается", "Тучка радуется" и др.;
- пальчиковые игры с потешками – "Еду-еду к бабе, к деду, на лошадке, в красной шапке…"; "Ой, качи, качи, качи, в головах-то калачи…".
8) Нейрогимнастические упражнения, подходящие по тематике: "Солнышко – тучка", "Ложка – яичко", "Курочка – мышка".
9) Тематические развивающие игры: "Собери картинку" (сюжетные кубики, разрезные картинки, деревянные вкладыши, пазлы), "Кто где живет", "Что сначала, что потом", "Один – много", "Посчитаем яички", "Люди – животные", "Съедобный – несъедобный" и др.
Эффективность реализации представленного направления работы учителя-дефектолога во многом зависит от степени включённости родителей, близких родственников ребёнка в "сказочные" игры.
По результатам педагогических наблюдений, диагностических мероприятий, подтверждается эффективность психопрофилактического взаимодействия учителя-дефектолога с дошкольниками с ОВЗ и инвалидностью посредством использования сказки:
- происходит стимуляция активной речи обучающихся, укрепление их уверенности в речевом общении;
- повышается мотивация на сотрудничество со взрослым, расширяются коммуникативные возможности детей;
- значительно снижается уровень тревожности, негативизма у детей;
- наблюдается развитие познавательного интереса у детей к окружающему природному и социальному миру;
- у многих ребят появился интерес к книге и чтению;
- позитивные изменения происходят в формировании эмоционального интеллекта.
Предложенный опыт будет полезен в образовательно-воспитательной работе не только с детьми с ОВЗ, но и с обучающимися общеобразовательных организаций.