Развитие высших психических функций у детей с ОВЗ посредством конструирования

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Мезенина Оксана Юрьевна, педагог-психолог, МАДОУ детский сад "Росток", Новоуральск, Свердловская область

Высшие психические функции (познавательные процессы) - сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, и произвольные по способу своего осуществления. Маленький ребёнок ещё не в состоянии длительно фокусировать внимание, помнить и правильно произносить названия некоторых предметов и т. д., поэтому роль взрослого в данный период – быть посредником между малышом и окружающим миром.

В дошкольном возрасте познавательная деятельность ребенка развивается в процессе освоения различных видов деятельности: прежде всего игровой, художественной, спортивной, трудовой и конструктивной.

Влияние конструктора на развитие детей изучал советский психолог, доктор педагогических наук А.Р. Лурия. Им был сделан вывод о том, что упражнения в конструировании действительно оказывают существенное влияние на развитие ребёнка, радикально изменяя характер познавательной деятельности. Дети приобретают умение мысленно анализировать объект, выявлять составляющие его элементы. Л.А. Венгер, который указывал, что конструирование позволяет детям самостоятельно создавать наглядные модели предметного мира, используя инструкции либо свой замысел.

Учёные пришли к выводу, что конструирование способствует развитию двигательных навыков и мелкой моторики. У ребёнка развивается умение сортировать мелкие предметы, различать их по форме, цвету и размерам. Развитие же мелкой моторики рук напрямую связано с развитием мышления и речи.

Восприятие – процесс отражения в сознании человека целостных предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Недостаточный уровень развития восприятия в дошкольном периоде может задержать развитие мышления и речи, повлиять на формирование системы знаний, умений и навыков, необходимых для обучения в школе.

Нарушение восприятия отмечается у всех детей с ОВЗ. В зависимости от того, какой из анализаторов является ведущим, различают зрительное, слуховое, тактильное и другие виды восприятия, нарушение которого имеет свою специфику в зависимости от формы речевого расстройства.

Отставание в развитии зрительного восприятия, зрительных предметных образов у детей с ОВЗ часто сочетается с нарушением пространственных представлений.

Игры "Разноцветные домики", "Что к чему подходит", "Сделай заплатку" и др.

Внимание – это психический процесс, заключающийся в направленности и сосредоточенности сознания на определенном объекте.

У дошкольников с ОВЗ значительно снижен объем внимания, трудность переключения, наблюдается неустойчивость внимания и ограниченные возможности его распределения. Отчетливые затруднения в процессах анализа, синтеза, запоминания и узнавания, дети забывают последовательность заданий, сложные инструкции. Вследствие повышенной возбудимости наблюдаются неспособность к длительному напряжению, утомляемость, особенно при интеллектуальной деятельности.

Произвольное внимание формируется благодаря целенаправленному руководству взрослых при помощи словесных указаний и напоминаний, а также наглядных пособий, помогающих ребенку сосредоточиться.

Игры "Найди постройку", "Чего не стало" и т.д.

Память связывает человека с его прошлым, настоящим и будущим и является важной познавательной функцией, которая лежит в основе психики.

На протяжении всего дошкольного периода у ребенка развивается непроизвольная, эмоциональная, двигательная, образная память. Отрабатываются процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации, формируется система долговременной памяти.

Существенным сопутствующим признаком у детей с ОВЗ является нарушение памяти. Структура расстройства памяти зависит от формы нарушения. У детей наблюдается сужение объема памяти, быстрое забывание материала, особенно вербального, снижение активной направленности в процессе припоминания последовательности событий, сюжетной линии текста. Детям с ОВЗ легче выполнять задания, представленные не в речевом, а наглядном виде.

Игры "Построй по памяти", "Что изменилось?" и др.

Мышление. Сущность процесса мышления заключается в поиске неизвестных связей и закономерностей с помощью умственных действий.

В раннем возрасте формируется наглядно-действенное мышление в действиях с предметами. Начиная с трех лет у ребенка появляются новые приемы обследования предмета, которые совершенствуются в уме. И формируется новый вид мышления – наглядно-образное мышление. Переход к логическому мышлению дошкольников осуществляется с опорой на наглядно - образное мышление.

У дошкольников с ОВЗ проявляется трудности в установлении сходства и различия между предметами, несформированности многих обобщающих понятий, в трудностях классификации предметов по существенным признакам.

Для коррекции нарушений мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста включать в работу упражнения: на группировку и классификацию предметов по одному или нескольким признакам (цвету, форме, размеру, материалу); на обобщение; на сравнение.

Игры "Продолжи ряд", "Выложи вторую половину узора" и т.д.

Таким образом, развивающие возможности конструирования безграничны: можно строить модели и при этом обучаться, играя и получая удовольствие, ведь это полезная зарядка для ума и полезная игрушка!

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить