Морозова Вера Владимировна, педагог-психолог, ГБОУ СО "Ачитская школа-интернат", Ачит, Свердловская область
Эмоционально-волевая сфера является одной из ключевых составляющих психики человека, влияющей на его поведение, способность к саморегуляции и взаимодействие с окружающим миром. У детей с интеллектуальными нарушениями часто возникают сложности в развитии этой сферы, что проявляется в повышенной возбудимости, импульсивности, недостаточном самоконтроле и затруднениях в понимании эмоций окружающих. Именно поэтому развитие эмоционально-волевых качеств у таких детей становится важнейшей задачей для педагога-психолога.
Развитие эмоциональной сферы:
- Эмоциональный тренинг
Эмоциональный тренинг представляет собой целенаправленное обучение детей распознаванию и пониманию собственных эмоций, а также эмоций других людей. В рамках этого метода используются различные формы занятий, включая обсуждение разнообразных жизненных ситуаций, просмотр мультфильмов и кинофильмов, чтение книг, в которых герои переживают широкий спектр чувств. Детям предлагается активно участвовать в обсуждении увиденного и прочитанного, что помогает им лучше понять природу эмоций и их проявления.
Также важную роль играют ролевые игры, позволяющие ребенку безопасно и контролируемо воспроизводить ситуации, вызывающие определенные эмоции. Такой подход способствует развитию эмпатии и улучшению коммуникативных навыков.
- Арт-терапия
Арт-терапия является одним из самых эффективных методов для выражения и проработки эмоций. Она предоставляет возможность детям выразить свои внутренние переживания через творчество, будь то рисование, лепка, музыка или танцы. Для многих детей с интеллектуальными нарушениями арт-терапия оказывается особенно полезной, так как она не требует развитого вербального общения и позволяет выражать мысли и чувства через символы и образы.
Кроме того, этот метод помогает снизить тревожность, улучшить настроение и повысить самооценку. Ребенок получает удовольствие от творческого процесса и видит результат своей работы, что укрепляет уверенность в себе.
- Сказкотерапия
Сказки обладают мощным терапевтическим потенциалом благодаря своему символическому языку, который легко воспринимается детьми. С помощью сказок дети учатся различать добро и зло, понимают мотивы поведения персонажей, осознают последствия своих поступков. Сказки можно использовать для обсуждения сложных тем, таких как страх, гнев, радость и грусть.
Через участие в создании собственных историй или интерпретации уже известных сказочных сюжетов дети учатся выражать свои чувства и мысли, что способствует развитию эмоциональной гибкости и креативности.
Развитие волевой сферы:
- Игротерапия
Игровые методы занимают важное место в процессе развития волевой сферы у детей с интеллектуальными нарушениями. Настольные игры, конструкторы, спортивные состязания и другие игровые активности, требующие соблюдения правил и выполнения конкретных задач, способствуют формированию навыков планирования, целеполагания и самоконтроля.
Такие игры помогают детям учиться преодолевать трудности, проявлять настойчивость и терпение, что является основой для дальнейшего развития волевых качеств. Кроме того, игровая деятельность стимулирует социальное взаимодействие и развивает умение работать в команде.
- Метод поэтапного формирования умственных действий
Метод, предложенный П.Я. Гальпериным, основан на последовательном выполнении ребенком простых шагов, которые постепенно складываются в сложное действие. Этот подход помогает детям научиться планировать свои действия, контролировать их выполнение и оценивать достигнутый результат.
На начальных этапах взрослый выполняет ведущую роль, помогая ребенку структурировать задачу и выполнять ее шаг за шагом. По мере освоения навыка степень участия взрослого уменьшается, и ребенок начинает действовать самостоятельно. Данный метод способствует развитию произвольности поведения и ответственности за свои поступки.
- Тренинг социальных навыков
Тренировки социальных навыков играют ключевую роль в жизни любого человека, но особенно важны для детей с интеллектуальными нарушениями. Такие тренинги направлены на обучение правильному поведению в различных ситуациях общения, умению слушать собеседника, выражать собственное мнение, решать конфликты мирным путем.
Эти занятия обычно проходят в формате ролевых игр, групповых обсуждений и практических упражнений. Социальные навыки развиваются в условиях, приближенных к реальной жизни, что позволяет детям применять полученные знания и умения в повседневной практике.
Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с интеллектуальными нарушениями требует применения комплексного подхода, включающего разнообразные методы и техники. Эффективность этих методов зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка, поэтому важно подбирать подходящие методики индивидуально.
Работа педагога-психолога ориентирована на создание условий, в которых обучающиеся смогут развить свои эмоциональные и волевые качества, научиться управлять своими эмоциями и принимать осознанные решения. Только таким образом можно обеспечить полноценное включение детей с особенностями развития в социальную жизнь и способствовать их успешной адаптации в обществе.