Ильдеркина Светлана Николаевна, учитель-дефектолог, педагог-психолог, зам.руководителя ЦПМПК Чувашской Республики, БОУ "Центр образования и комплексного сопровождения детей" Минобразования Чувашии, Чебоксары, Чувашская Республика
В рамках своей деятельности Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия (ЦПМПК) Чувашской Республики осуществляет своевременное выявление детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведения, проведение их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовку (по результатам обследования) рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.
Одним из наиболее сложных и для учителя-дефектолога, и для всех остальных специалистов ПМПК является дифференциальная диагностика развития детей с выраженным нарушением опорно-двигательного аппарата, в том числе вследствие детского церебрального паралича (ДЦП). Диагностическое обследование детей с этими нарушениями в условиях ПМПК производится с учетом двигательных и речевых возможностей ребенка, а также с учетом имеющихся сенсорных нарушений или особенностей. Необходимо помнить, что тяжесть двигательных нарушений, отсутствие речи не соотносится напрямую со степенью интеллектуального недоразвития. Ребенок может иметь сохранный интеллект при выраженных нарушениях крупной и мелкой моторики, при отсутствии речи. И, напротив, незначительные двигательные нарушения могут сочетаться с выраженной умственной отсталостью, о чем постоянно напоминают ведущие специалисты в этой области (И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, М. М.Семаго, И.И. Мамайчук, О.Г. Приходько и др.). Поэтому сам нозологический диагноз, который имеется в медицинских документах, может служить лишь самым «общим» ориентиром, и зачастую не отражает интеллектуальное состояние ребенка.
В процессе обследования важно создать для ребенка такие специальные условия, которые помогут нивелировать двигательные особенности и максимально оптимизировать сам процесс оценки психического развития и возможностей обучающегося. К подобным условиям следует отнести:
- обеспечение максимально комфортного положения ребенка в пространстве и возможность осуществления движений;
- обязательное присутствие матери, так как многие дети с НОДА боятся новых людей и новой обстановки;
- выполнение письменных заданий мягким карандашом на разлинованном листе бумаги, где размер линейки и клетки соответствует двигательным возможностям;
- помощь взрослого при выполнении письменных заданий, фиксирующего карандаш в руке, «рука в руке», за счет чего контролируются мелкие движения, предотвращаются насильственные движения, что особенно важно при гиперкинезах.
Прежде, чем предложить ребенку стандартный набор диагностических методик, учитель-дефектолог должен оценить способность к самостоятельному передвижению; степень нарушения/ сформированности пространственной ориентации; сформированность графических навыков (или возможность их сформировать); особенности/ степень нарушения сенсорных функций (зрения, слуха).
Особенно сложной остается оценка развития ребенка раннего возраста. Основным методом изучения является педагогическое наблюдение, в ходе которого ребенку могут быть даны различные задания. Рекомендации к обследованию таких детей представлены в работах Е.А. Стребелевой, Е.М. Мастюковой, О.В. Баженовой и др. Большинство заданий, представленных в соответствующих пособиях по диагностике раннего возраста, могут быть использованы для обследования детей с ДЦП, но при анализе результатов выполнения заданий необходимо учитывать наличие нарушений мышечного тонуса, гиперкинезов и двигательные ограничения.
При обследовании детей старше 3-4 лет наряду с наблюдением широко используются другие экспериментально-педагогические методики, направленные на выявление нарушений в формировании восприятия, пространственных и временных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления. Эти методики описаны в работах С.Д. Забрамной, Е.А. Стребелевой и др. Для подбора методических приемов и правильной интерпретации результатов учитель-дефектолог должен хорошо знать и учитывать клинические особенности детей и структуру речевых и интеллектуальных нарушений при разных формах ДЦП.
В схему обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста, страдающих ДЦП, необходимо включить задания на изучение всех видов восприятия, конструирования, пространственных и временных представлений, графических навыков.
При планировании обследования школьников с ДЦП особую важность приобретает обследование навыков чтения, письма, счета и учет выявленных нарушений при выработке программы коррекционной работы.
Диагностический материал, используемый учителем-дефектологом при диагностировании, должен быть достаточно крупным, ярким, контрастным, не иметь много мелких деталей. Картинки не ламинируются, так как гладкая поверхность бликует и создает помехи для восприятия.
Учитывая уровень развития мелкой моторики, учитель-дефектолог может изменить форму выполнения задания, например, вместо: «положи числа по порядку» дать следующую инструкцию: «покажи числа по порядку» и т.п. При оценке уровня развития графо-моторной деятельности, следует учитывать, что дети с подобными нарушениями не всегда способны освоить каллиграфическое письмо. Главным критерием становится разборчивость письма. Размер строки и клеточки для каждого ребенка определяется индивидуально и зависит от двигательных возможностей ребенка, остроты зрения, наличия/отсутствия нистагма, астигматизма.
Пространственные нарушения у детей с НОДА вследствие ДЦП заложены в саму структуру дефекта. Поэтому при обследовании следует определить степень выраженности нарушения пространственной ориентации и восприятия: возможность к самостоятельному передвижению, ориентировке в знакомом и незнакомом пространстве, а также сформированность и доступность навыков самообслуживания.
В процессе выполнения логических заданий (нахождение логических последовательностей и связей) необходимо помогать ребенку: показать, где должна лежать первая картинка, начертить вертикальную красную линию на листе, обозначающую начало и т.п.
При отсутствии у обследуемого активной речи, при грубых нарушениях произносительной стороны речи, когда речь малопонятна, возможно, провести обследование в невербальной форме. Ребенок отвечает на вопросы в письменном виде на листе бумаги или с использованием компьютера (ноутбука, планшета, мобильного телефона). В случае если ребенок не владеет письменной речью или пишет (печатает) медленно, учитель-дефектолог предлагает ему задание «ПОКАЖИ».
По итогам обследования учитель-дефектолог заполняет протокол обследования ребенка, в котором делает выводы об уровне обученности (сформированности доступных видов деятельности) и обучаемости ребёнка. Кроме того, в нем необходимо отразить и такие важные для организации коррекционной работы показатели, как способ передвижения, уровень развития манипулятивной функции и навыков самообслуживания, наличие сопутствующих нарушений.