Сопровождение ребенка с СДВГ в условиях школы-интерната

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Романова Лариса Викторовна, педагог-психолог, ГБОУ СО "Серовская ШИ, реализующая АООП", филиал с. Романово, Романово, Серов, Свердловская область

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это нейробиологическое расстройство, которое влияет на поведение, самоконтроль, мотивацию, двигательную активность, импульсивность, эмоции, способность направлять и поддерживать внимание, коммуникабельность, доступность для обучения и способ обработки информации мозгом. Главные симптомы у такого ребенка: дефицит внимания, импульсивность, гиперактивность. Ребенок не выглядит больным в традиционном понимании этого состояния, но если оставить без внимания (лечения) ребенка или подростка с СДВГ, то в будущем для него это создаст значительные трудности в учебе, межличностных отношениях, в социальном и эмоциональном развитии, что, в свою очередь может привести к возникновению асоциального поведения.

В апреле 2019 г. к нам в школу в 4 класс поступил Кирилл. Мама, бабушка, иногда папа, вынуждены были по несколько раз в неделю приходить в школу и выслушивать жалобы на него. Но они не в состоянии изменить что-либо и привезли его к нам в конце учебного года. С первых дней посыпались жалобы от педагогов и обслуживающего персонала. Так как поведение таких детей не соответствует их возрасту, то они становятся часто объектами наказаний, жалоб, насмешек, отвержения и избегания. Их поведение воспринимается как вызывающее, оппозиционное и вызывает усиление контроля и лишение различных благ. Даже в случае адекватного поведения ребенка, сохраняется исключительно негативная обратная связь.

Что делать? В случае с Кириллом выход из создавшегося положения был найден на психолого-педагогическом консилиуме. Педагоги проанализировали уже использованные методы и способы воздействия на “неудобного” ребенка и пришли к выводу, что ни один не оказался эффективным. Вот тут-то и помогло наблюдение. У Кирилла заметили увлечение рисованием. Ребенок затихал, когда в его руках оказывались карандаши: он с удовольствием раскрашивал раскраски, прилично для его возраста срисовывал. Ребенка записали в кружок «Веселые краски», он с удовольствием стал участвовать в оформлении газет, в различных конкурсах рисунков, и наконец-то смог почувствовать свою успешность. Родители, которые привыкли, что Кирилла, где бы он ни появился, только ругают, по-другому взглянули на него. Оказывается, есть чем гордиться и есть за что хвалить сына. А ведь гиперактивные дети гораздо более чувствительны к похвале, чем другие. Кирилл “раскрылся”, обрел свое “я”, и, пусть не сразу, но и взрослые, и сверстники стали замечать происходящие в нём изменения. Количество окриков и замечаний снизилось, что благотворно повлияло на поведение мальчика.

Каждый ребенок с СДВГ имеет свои особенности и определенные преимущества. Очень важно психологам, родителям и педагогам выявить их, замечать и использовать. Интерес Кирилла к рисованию учителя стали использовать в процессе обучения, предлагая зарисовывать материал, который требовалось выучить (писать он не хотел). Желательное поведение сразу, часто и регулярно поощрялось. Хвалить старались при детях и адекватно.

Убедили почти всех педагогов в доброжелательном и внимательном отношении к Кириллу, педагоги каждый день лично здоровались с ребенком, старались лишний раз пообщаться (спросить о его делах), часто, не вербально проявляя хорошее отношение.

Трудно представить эффективное психолого-педагогическое сопровождение детей с СДВГ без успешного взаимодействия с родителями ребенка. Для установления контакта с родителями педагогу и психологу в первую очередь необходимо самому осознать тот факт, что родители не виноваты в наличии этих проблем у ребенка, что они сами испытывают много проблем из-за его поведения, а также чувство вины и страха.

Несколько личных встреч с родителями позволили создать дружеский тендем и договориться о системе поощрений и наказаний. Использовали баллы, которые Кирилл накапливал за положительные поступки или отсутствие отрицательных, лишался баллов в случае нежелательного поведения. Накопленные баллы переводились в значимые вещи для ребенка. Таким образом, в этом году Кирилл своим желательным поведением заработал на дорогой телефон.

Система поощрений и наказаний превратилась в увлекательную и полезную игру. Но важно быть последовательными в применении этих методов. Система должна быть понятна и прозрачна для детей.

Учебный материал желательно подавать маленькими порциями. В случае если ребенок отвлекается можно хлопать в ладоши или использовать колокольчик. При признаках усталости можно дать задание, которое позволяет передвигаться по классу. Если движение не мешает учебному процессу, то можно разрешить ребенку встать или подвигаться.

Администрация школы, педагогический коллектив, специалисты психолого-педагогического консилиума обеспечили необходимые условия для интеграции Кирилла в школьный коллектив.

Наиболее эффективными методами помощи при СДВГ являются:

  • 1) психологическое просвещение детей, родителей и педагогов о СДВГ;
  • 2) обучение родителей и педагогов методам поведенческой терапии;
  • 3) психофармакотерапия (медикаментозное лечение) в тяжелых случаях или при неэффективности поведенческой терапии;
  • 3) тренинг социальных навыков и когнитивно-поведенческая терапия непосредственно с детьми.

Литература

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить