Дементьева Светлана Васильевна, руководитель ТПМПК ГБОУ СО "Карпинская школа-интернат", педагог-психолог, ГБОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск, Свердловская области
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья требует сотрудничества большого количества различных специалистов, профессионалов и родителей. Родители играют важную, если не решающую роль в образовании и поддержке учеников с особыми образовательными потребностями. В первую очередь, они – родители, имеющие все соответствующие этому статусу права и обязанности, но они также и источник информации, партнеры в разработке и реализации программ для детей и «потребители» предоставляемых образовательных услуг.
«Стратегические» (общие) направления психолого-педагогического сопровождения ребенка в образовательных организациях задаются специалистами территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (далее — ТПМПК) в виде рекомендаций, написанных в заключении ТПМПК.
Заключение задает для специалистов образовательных организаций основные направления и содержание психолого-педагогического сопровождения, определяет выбор психолого-методических средств, методов, приемов, форм работы, на основе которых разрабатываются критерии оценки, планируемые результаты.
При сотрудничестве со специалистами, педагогами образовательных организаций и родителями команда специалистов ТПМПК придерживается в своей работе следующих принципов:
- первостепенный учет интересов ребенка;
- трансдисциплинарный подход в работе специалистов;
- профессиональная компетентность;
- единые принципы анализа состояния ребенка;
- коллегиальность в принятии решений;
- партнерские отношения с родителями.
Формы взаимодействия специалистов ТПМПК и образовательных организаций в рамках диагностического направления работы:
- комплексный сбор данных о ребенке (информация от родителей, ближайшего круга, медицинский анамнез, результаты обучения);
- этапная комплексная диагностика: отслеживание динамики развития обучающегося и результатов психолого-педагогического сопровождения;
- сопоставительный анализ динамики: результатов сопровождения командой, прогнозируемых результатов и уровня актуального развития ребенка, соответствие прогнозу.
Формы взаимодействия специалистов в рамках психолого-педагогического сопровождения:
- помощь в составлении программ сопровождения обучающихся;
- помощь в их реализации;
- помощь в корректировке программ.
Формы взаимодействия специалистов в рамках консультативного направления работы:
- выработка специалистами ТПМПК совместных рекомендаций педагогам и родителям;
- индивидуальное консультирование педагогов, родителей специалистами ТПМПК.
Формы взаимодействия специалистов в рамках просветительского и профилактического направлений работы:
- выступление на педсоветах, методических объединениях (общая тема раскрывается разными специалистами);
- выступления на родительских собраниях (тематические выступления с рекомендациями);
- вебинары;
- создание печатных работ (буклетов, памяток, рекомендаций, чек-листов).
Формы взаимодействия специалистов в рамках организационно-методического направления работы:
- участие в деятельности школьного психолого-педагогического консилиума;
- совместное обобщение практического опыта;
- оформление единой документации.
Чтобы принести реальную пользу специалистам образовательных организаций, помочь им добиться результатов, специалисты ТПМПК зачастую должны сделать нечто большее, чем просто дать рекомендации, которые педагоги на свое усмотрение могут либо принять и претворить в жизнь, либо отклонить. В настоящее время междисциплинарные команды образовательных организаций все чаще привлекают специалистов ТПМПК к взаимодействию в течение всего процесса реализации рекомендаций ТПМПК.
Наиболее эффективными формами работы с родителями являются круглые столы, семинары-практикумы, тренинги, подготовка и распространение информационных материалов, оформление стендового материала.
В работе с родителями важно изменить диагностико-коррекционную парадигму на парадигму сотрудничества: понимание — поддержка — совместные действия.
Работа с семьей становится, таким образом, одним из важных направлений в реализации рекомендаций ТПМПК.
Список литературы
- Семаго Н.Я. Специальные образовательные условия инклюзивной школы.- М., Педагогический университет «Первое сентября»,2014
- Стратегии командного сотрудничества. - Сборник материалов РООИ «Перспектива», 2012