Арт-терапия как инновационный метод при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Ушакова Татьяна Евгеньевна, учитель, ГБОУ СО "Каменск-Уральская школа", Каменск-Уральский, Свердловская область

Главная задача учителей коррекционных школ - помочь детям с ОВЗ учиться в меру своих возможностей, а также дать понять родителям таких детей, что они могут развиваться и добиваться неплохих результатов. Занятия и уроки для детей с особыми образовательными потребностями требуют применения специальных технологий и методик для каждого вида нарушений.

Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья необходимо создать специальную коррекционно-развивающую среду, которая обеспечит определенные условия для получения образования с соблюдением специальных образовательных стандартов, сопутствующее лечение, воспитание, обязательную коррекцию нарушений развития и успешную социальную адаптацию в будущем.

Использование инновационных методик и технологий в работе с детьми с ОВЗ открывает учителю новые возможности в преподавании предмета и объяснении материала. Инновационная педагогическая деятельность понимается как, в первую очередь, целенаправленная работа, основанная на рефлексии своего практического опыта; сравнивая и изучая накопленный опыт, необходимо изменять подходы и принципы к совершенствованию учебно-воспитательного процесса для достижения более высоких результатов в области получения новых знаний, инновационной педагогической практики.

Одной из инновационных технологий в работе с детьми ОВЗ является арт-терапия. Это один из видов коррекционных технологий. Элементы арт-терапии можно применять на уроках и внеурочной деятельности.

 Виды арт-терапии:

  1. Игротерапия помогает учащемуся осознать себя как личность, поднять самооценку, подавить в себе негативные внутренние эмоции, снизить тревожность и уровень беспокойства. Во время урока или занятия я применяю элементы игротерапии. На уроках литературы проводились спектакли, где у каждого ученика была своя роль, которую он должен был воплотить в жизнь, реализовать себя в данном образе. Например, разыгрывался отрывок из сказа Бажова "Огневушка - поскакушка". Учащиеся 5 класса играли разные роли: деда Ефима, мальчика Федюньки, самой Огневушки и даже птицы Филина. Каждый ребенок сделал себе костюм героя, учил слова, перевоплощался в образ. На таких уроках развивается творческая составляющая у детей, а также фантазия, обогащается речь, формируется устный монолог. Дети раскрепощаются, учатся преподносить себя зрителям, становятся в коллективе дружными, отзывчивыми и ответственными.
  2. Изотерапия основана на тематическом рисовании, включает в себя рисование на мокрой бумаге, на песке, рисование с использованием техники раздувания краски и др., иллюстрирование эпизодов рассказов и повестей, иллюстрирование музыкальных и художественных отрывков с целью передачи своих представлений и ослабления эмоционального возбуждения, развития фантазии.
  3. На коррекционных и внеурочных занятиях я часто использую такой элемент песочной терапии как рисование рукой на песке – такая техника очень нравится ребятам. Она развивает мыслительные процессы, так как идет взаимодействие при работе с песком между руками детей и их воображением, развиваются творческие моменты. Песочная терапия развивает воображение, мелкую моторику рук, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям, происходит гармонизация психоэмоционального состояния ребенка.
  4. При изучении темы «Фольклор» по литературе в 5-6 классах включается один из видов деятельности - смехотерапия. Смехотерапия предполагает обыгрывание потешек, чтение юмористических стихов, рассказов, проведение минуток смеха, игры в смешные слова.
  5. Музыкотерапию чаще добавляю на внеурочных занятиях, на уроках русского языка и литературы. Идет включение записи на проекторе, прослушивание пластинок, песен, стихотворений, рассказов, игра на музыкальных инструментах, пение. Методы музыкотерапии, в комплексе с другими техниками, связанными с искусством - живописью, литературой, скульптурой - способны корректировать различные эмоциональные отклонения и психические нарушения у детей с ОВЗ;
  6. Сказкотерапию очень любят учащиеся. Элементы сказкотерапии применяю во время физкульминуток, а также на уроках русского языка и литературы (пальчиковые, артикуляционные, фонетические сказки, сказки по повышению грамотности, сказки и рассказы, способствующие формированию связной речи, лексико-грамматические тексты);
  7. Драмтерапия используется больше на внеурочных занятиях. Часто ставятся уроки-спектакли по определенным произведениям, проходят литературные гостиные. Элементы драмтерапии возможно использовать и на простых уроках. Театральные постановки эпизодов из сказок, рассказов и повестей, литературные гостиные - все эти формы активизируют движения органов артикуляционного аппарата, формируют лексико-грамматический строй речи, сильно обогащают устную речь, развивают общую и мелкую моторику рук, координацию движений, многие психические процессы: воображение, эмоционально-волевую сферу, внимание, восприятие, творческие способности.

Использование перечисленных видов арт-терапии в комплексе способствует полноценному и всестороннему развитию обучающихся с ОВЗ.

Решающим принципом достижения эффективности коррекционного обучения является как использование инновационных технологий, так и индивидуальный подход к каждому ребенку с ОВЗ с учетом его возрастных, речевых и психофизических возможностей.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить