Движение "Абилимпикс" как инновационный инструмент социализации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Азисова Роза Исламовна, учитель истории, КОУ ХМАО–Югры "НШООВЗ № 2", Нижневартовск, ХМАО

Создание необходимых стартовых условий для формирования дальнейшей жизни ребёнка-инвалида и лица с ограниченными возможностями здоровья, обеспечение предпрофессиональной подготовки, адекватной потребностям и возможностям, способствующей его социальному, физическому и нравственному развитию, развитие возможностей для социализации детей детей-инвалидов и лиц с ОВЗ является одной из стержневых проблем и актуальной задачей образовательной организации. При этом стоит учитывать, что социализация, представляет собой систему и процесс восстановления способностей инвалида к самостоятельной общественной и семейно-бытовой деятельности. Другой проблемой социализации детей и молодежи, имеющих ограниченные возможности здоровья, является проблема установления межличностных отношений или контактов. Во время обучения в школе общение межличностного характера возможно не только в процессе изучения каких-то учебных предметов и дисциплин, но и на неформальном уровне, вне занятий.

Важным шагом в решении вышеупомянутых проблем было создание системы конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс". На протяжении восьми лет наша школа является площадкой для проведения регионального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ОВЗ. На нашей базе проводятся компетенции "Резьба по дереву", "Швея", "Портной", "Бисероплетение", "Вязание крючком", "Вязание спицами", "Столярное дело".

Данный конкурс профессионального мастерства, как форма внеурочной деятельности, помогает успешно решать задачи повышения качества подготовки будущих специалистов, позволяет создать благоприятную среду для развития и совершенствования профессиональных умений и навыков, развития профессионального творческого мышления и социализации обучающихся.

В данном случае, профессиональная социализация рассматривается нами как двусторонний процесс, включающий: − вхождение подростков в профессиональную среду, усвоение ими профессионального опыта, овладение стандартами и ценностями профессионального сообщества; − активную реализацию ими профессионального поведения, непрерывного профессионального саморазвития и самосовершенствования.

В настоящее время происходит быстрая перестройка профессиональных областей. Часть профессий, традиционно рекомендуемых подросткам и молодежи различных нозологических групп, выходят из профессионального поля. В связи с этим постепенно перестает быть актуальным выбор какой-либо определенной профессии. Все более актуальной становится работа по формированию навыков именно самостоятельной профориентации для возможности перестройки собственной карьеры при резком изменении в социуме и рынке труда детей с ОВЗ и инвалидностью.

Ускорить процесс инклюзивного образования можно, используя ресурсы специальных (коррекционных) и общеобразовательных учреждений через осуществление практики социальной и образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и социального партнёрства.

Движение "Абилимпикс" меняет отношение к трудоустройству людей с инвалидностью, мотивирует на создание условий для получения доступного образования, а самих инвалидов и лиц с ОВЗ к получению специальности и хорошей работы.

Мы считаем, что любая компетенция, освоенная ребенком, является именно тем направлением подготовки и возможно будущей профессии. Обучающиеся нашей школы успешно принимают участие в движении "Абилимпикс". За данный период дети заняли 12 – 1-х мест, 16 - 2-х мест, и 17 – 3-х мест в региональном чемпионате профессионального мастерства для людей с инвалидностью "Абилимпикс". На уровне города мною, как руководителем форсайт – центра, подготовлено – 15 победителей и призёров регионального чемпионата, 1 – участник национального чемпионата. Следует отметить, что после непосредственной работы на конкурсной площадке "Абилимпикса", готовясь и участвуя в конкурсе, ребята научились работать в команде, преодолевать трудности в общении, четко формулировать и выполнять поставленные перед собой задачи.

Таким образом, в ходе подготовки мы способствовали социальной и профессиональной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

За период участия в чемпионате "Абилимпикс" мы определили для себя профессиональную социализацию, как двусторонний процесс, включающий:

  • вхождение в профессиональную среду, усвоение опыта;
  • активную реализацию обучающимися профессионального поведения, непрерывного профессионального саморазвития.

На наш взгляд, создание и развитие комплекса последовательных действий позволит не только восстановить ряд нарушенных физиологических или психических функций организма обучающихся, но и усилить, воссоздать и сформировать заново способность наших обучающихся к полноценной жизни в обществе, воспитать устойчивое отношение к труду, обучению, семье, обществу.

Опыт реализации системы конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью и ОВЗ "Абилимпикс", является одним из действенных способов социализации. Активная деятельность школ в данном направлении поможет детям – инвалидам и лицам с ОВЗ стать полноценными членами общества.

  • 00001
  • 00002
  • 00003

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить