Зянтерекова Евгения Владимировна, учитель, ГБОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск, Свердловская область
"Здоровье - это не всё, но всё без здоровья - ничто", - Сократ.
Здоровьесберегающие технологии - тренд современного образования.
Началом возникновения идеи здоровьесбережения следует считать V - II века до нашей эры, когда в Древнем Риме появились валетудинарии (военные госпитали - валетудинарии (от лат. valetudo, valetudinis - «здоровье»), отвечающие за здоровье и работоспособность рабов. В тот же период греческие ученые обосновали значение закаливания, физических упражнений и здорового образа жизни.
Идея здоровьесбережения в педагогике впервые была выдвинута Платоном, последующие поколения ученых развили ее. Так, Аристотель высказал идею природосообразности, которую развил Я.А. Коменский. Его принцип природосообразности заключается в том, что человек, будучи частью природы, подчиняется как частица природы ее универсальным законам. Ж.Ж. Руссо рассматривает природосообразность как следование природе ребенка, как помощь его природе.
В современной науке понятие «здоровье» не имеет общепринятого определения. В трудах различных ученых, здоровье трактуется как «отсутствие болезней или дефектов», «способность к полноценному выполнению основных социальных функций, участие в общественно полезном труде», «полное физическое, душевное и социальное благополучие» [1, 4]. Основоположник науки о здоровье И.И. Брехман отмечал, что «здоровье появляется вместе с человеком и изменяется вместе с ним». [2].
Одно из ключевых направлений здоровьесберегающей концепции - это организация процесса сохранения и формирования здоровья, который включает в себя социальные, медицинские, педагогические и целый ряд других аспектов.
Соотнеся понятия физической культуры и здорового образа жизни, несомненно, можно выделить общие черты - оба подразумевают социальные явления, способствующие психофизическому развитию, самосовершенствованию, общему оздоровлению человека. Для активно формирующейся личности выделяются критерии здоровьесбережения, сходные с критериями физической культуры [3].
Адаптивнаяфизическая культура представляет собой комплекс эффективных мер физкультурно-оздоровительного характера, которые направлены на реабилитацию и адаптацию к естественной социальной среде обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, преодоление ими психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а так же пониманию необходимости и значимости своего личного вклада в социальное развитие окружающего общества.
Концепции здоровьесберегающих технологий представлены системой взглядов, которые объединены фундаментальной идеей, замыслом и целью. Это указывает на метод организации системы здоровьесбережения и средств образования учебного процесса на основе целостного восприятия их сущности, психо-физиологических процессов развития, обусловленных обучением разных возрастных групп. Последовательно выстроенная концепция здоровьесберегающих образовательных технологий способствует мотивации к применению концептуального педагогического мышления, основанного на глубоком понимании идей, целей, принципов реализации. Здоровьесберегающие технологии могут дать возможность применить в системе образования творческие замыслы и опыт отдельного учителя или всего учебного коллектива.
Адаптивная физическаякультура выражена в виде более широкого научного и социального направления здоровьесбережения, ведущей целью которого является адаптация в обществе человека с определенными отклонениями здоровья, улучшение уровня жизни, наполнение ее смыслом и чувствами, развитие мотивации.
В связи с модернизацией технологий, многообразием научных сфер, изучающих различные аспекты формирования индивида, необходимо выделить основные концепции, существенные для развития духовных и физических качеств, интеграции в социальную среду.
Определяющими для формирования методики адаптивной физической культуры как способа здоровьесбережения являются следующие концепции:
- Признание человека и его приоритета независимо от состояния здоровья.
- Признание человека как личности, которая определяется средой обитания, врожденными способностями, психической организацией, интеллектуальным потенциалом, темпераментом.
- Способности человека к саморазвитию, самопознанию, самореализации творческому подходу в различных сферах.
Адаптивная физическая культура, как новая интегративная образовательная область, имеет, на наш взгляд, огромные перспективы в России. Это обусловлено, в первую очередь, неудовлетворительным состоянием здоровья населения в нашей стране и сложностями в изменении образовательных стандартов, которые напрямую зависят от менталитета широких слоев населения, социальной политики государства по отношению к физической культуре, в том числе иадаптивной, к качественному, здоровом уобразу жизни.
Литература
- Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. М.: Московский психолого-социальный институт. 2004.
- Кокаева И.Ю. Условия психоэмоционального оздоровления младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-1.
- Морозов, М.А. Здоровый человек и его окружение. Здоровьесберегающие технологии. Учебное пособие / М.А. Морозов. М.: Лань, 2016.
- Степанова М.И. Гигиеническая оценка трудности уроков в начальной школе // Гигиена и санитария.1994. №12.
- Чубарова С. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей / С. Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева. Текст: непосредственный // Развитие личности. 2013. № 2.