Бектешова Наталья Ивановна, учитель начальных классов, МАОУ "СОШ № 2", Сухой Лог, Свердловская область
"Дефективным ребёнка делает не его дефект, а отношение к нему общества и его собственное отношение к самому себе". Л.С. Выготский
Педагоги-практики, чьи идеи до сих пор остаются актуальными, такие как Василий Александрович Сухомлинский, Константин Дмитриевич Ушинский, Антон Семёнович Макаренко, писали и высказывались о воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ). Многие их методы и приёмы я применила в работе с обучающимися. Педагогика – это не только наука, но и искусство. Нужно связать воедино опыт, различные взгляды и современные научные знания, выстроить целостную педагогическую работу.
Педагогика - наука о воспитании, процессах формирования человека. Это явление необходимо изучить, знать и руководствоваться в педагогической деятельности. Требуется осмыслить механизм умственного развития, и опираться на психологию ребёнка. Необходимо уделять ребёнку больше времени, выслушать его, создать для него ощущение значимости того, что он говорит. Ежедневно читать ребёнку и обсуждать вместе с ним прочитанное. Поощрять любопытство, стремление задавать вопросы. Каждый ребёнок уникален.
Для развития связной речи рекомендуют пользоваться сюжетными картинками. Сюжет должен быть близким и понятным. Вот тут-то учителю приходится брать на вооружение дидактические пособия.
Дидактическое пособие – это материал или инструмент, разработанный для визуализации и облегчения процесса обучения. Оно содержит информацию, которая помогает ребёнку усваивать и закреплять знания (плакат, карточки или цифровой образовательный ресурс). Дидактика в педагогике – это наука о процессе обучения. Она исследует цели и содержание, методы и организационные формы обучения, процесс усвоения содержания.
"Великая дидактика" - педагогическое сочинение чешского педагога-гуманиста Яна Амоса Коменского, написанное на чешском языке между 1627 и 1638 годами и впервые опубликованное в переработанном виде на латинском языке в 1657 году.
Идеи "Великой дидактики", которые с успехом применяются до сих пор:
- классно- урочная система;
- обучение постепенно, от общего к частному;
- требование наглядности;
- требования к учителям.
Польза наглядности – повышение эффективности обучения, облегчение усвоения материалов, создание ясных представлений об окружающем мире, развитие зрительного сосредоточения на объекте, расширение объёма усваиваемого материала.
Инновационные технологии для развития детей с ОВЗ – игровые технологии, компьютерные технологии, интерактивные игры, интерактивная доска, арт-терапия.
Главным принципом является индивидуальный подход к каждому ребёнку с учётом его возрастных, речевых и психофизических возможностей. Ведь как бы ни был учитель загружен работой, это не избавляет его от всесторонней и качественной подготовки к каждому уроку.
"Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь. Такова духовная и философская основа нашей профессии" - писал В. А. Сухомлинский.
Качество любого урока в значительной мере определяется тщательностью подготовки к нему учителя.
Основные этапы подготовки учителя к уроку – изучение учебной программы, методической литературы, материала конкретного урока в учебнике, подготовка имеющихся в школе средств обучения по теме урока, разработка плана урока.
Приходят на помощь методические пособия из просторов интернета – плакаты, карточки к уроку, красочные презентации и различные (бесплатные) онлайн-сервисы, где можно найти готовые материалы к уроку или создать свои.
Цели использования дидактических инновационных ресурсов: повышение мотивации к обучению, эффективное усвоение учебных знаний, развитие психических процессов, расширение кругозора, создание эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки.
Мотивация на обучение у детей с ОВЗ ограничена. В силу специфических особенностей таким детям сложно даётся обучение. Они с трудом читают, плохо запоминают. Они не пытаются напрягать интеллект, иногда отказываются выполнять задания. Поэтому для таких детей очень важно их желание познать новое. Формирование положительных эмоций в процессе обучения – основная коррекционная работа с детьми со сниженной мотивацией. Игра непроизвольно способствует закреплению знаний, умений и навыков. Не нужно стесняться транслировать чужой опыт, если речь идёт об экономии драгоценного времени для подготовки к уроку. На своих уроках я активно использую интерактивные презентации и упражнения, созданные в PowerPoint, а также на различных онлайн сервисах:
- LearningApps.org (https://learningapps.org/).На данной платформе можно создавать около 21 вида различных интерактивных упражнений.
- Wordwall Сайт: https://wordwall.net/ru. Создание интерактивных и печатных материалов. Качество шаблонов и функционал высокие, удобно создавать упражнения.
- еТреники. Сайт:https://etreniki.ru/. Онлайн-конструктор, который позволяет создавать 5 типов учебных тренажёров: "картофан, кокла, НЛО, криптон, морфанки".
- Взнания Сайт:https://vznaniya.ru/. Конструктор для создания интерактивных материалов к урокам. Есть возможность проводить соревнования между учениками в режиме реального времени.
- OnlineTestPad Сайт: https://onlinetestpad.com/. Тесты, кроссворды, сканворды, опросы, логические игры, диалоговые тренажёры.
Вам будет доступен просмотр каждого результата, статистики ответов и набранных баллов по каждому вопросу.
Буду очень рада, если мой доклад окажется полезен молодым специалистам и учителям со стажем при подготовке интересных запоминающихся уроков не только для детей с ОВЗ, но также и с нормой развития.