Власова Светлана Викторовна, учитель, ГБОУ СО "Ачитская школа-интернат", Ачит, Свердловская область
В данной статье освещены вопросы, связанные с реализацией метода проекта, как средства профилактики девиантного поведения у детей с нарушением интеллекта в процессе индивидуальных и групповых взаимодействий.
Подростки с нарушением интеллекта испытывают серьёзные трудности в социальной адаптации в обществе, их характеризует высокий уровень агрессивности, эмоциональная холодность, тревожность и враждебность по отношению к взрослому. Вследствие чего у детей проявляется девиантное (отклоняющееся) поведение, которое общество не принимает. Поэтому важно вести с подростками данной категории работу по профилактике развития отклоняющегося поведения, вовремя усмотреть в действиях обучающихся проявления девиантного поведения для последующей коррекции.
В Федеральном государственном образовательном стандарте образования лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) выделены особые образовательные потребности, к которым так же можно отнести систематическую актуализацию сформированных у детей знаний и умений, специальное обучение с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций. То есть в рамках реализации ФГОС остроактуальным является использование в образовательном процессе методов, приемов и технологий, которые формируют у детей навыки самостоятельности, умение правильно отбирать необходимую информацию, самостоятельно принимать решения т. е. успешно социализироваться.
Одним из перспективных методов, способствующих решению данных задач при работе с детьми с нарушением интеллекта, склонных к девиантному поведению, является проектная деятельность.
Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Метод проектов – один из интерактивных методов современного обучения. В работах Н. Ю. Пахомовой, Е. С.Полат, И. Д. Чечель, И.К. Баталиной. М.А. Барсуковой, С. Шишова раскрыт педагогический потенциал проектной деятельности школьников.
Проектная деятельность развивает самостоятельность мышления, способность к самоорганизации, созиданию, сотрудничеству, оказывает существенное влияние на личностно – профессиональное становление, формирует черты творческой личности. В работе над проектом происходит взаимодействие всех участников образовательного процесса: специалистов, детей, родителей. Проектная деятельность помогла мне как классному руководителю в формировании социально значимых качеств учащихся, подобрать необходимый индивидуальный и дифференцированный подход, учитывая возможности и реальные условия развития каждого ребенка, была включена во все модули Программы воспитания.
Мною накоплен некоторый опыт в применении проектной деятельности по ряду воспитательных проблем. В процессе работы я пришла к выводу об эффективности метода проекта, как средства профилактики девиантного поведения, а также о его доступности. В работе над проектом выстраиваю работу обучающихся так, чтобы они смогли максимально самостоятельно выполнять необходимые операции. Побуждаю и поддерживаю малейшую инициативу ребёнка. Оказываю помощь, создаю условия для достижения положительного результата. При этом учитываю то, что ребенку с нарушением интеллекта необходимо научиться общению в трудовом процессе: учиться формулировать свои желания и потребности, попросить о помощи, слушать и слышать говорящих с ним людей, адекватно реагировать на замечания и похвалу – всё это поможет его социализации. С помощью приобретённых навыков подросток сможет адаптироваться в окружающем его мире, научиться жить в нём, успешно социализироваться.
Эта работа вызвала большой интерес и увлечённость у детей. Проекты состоялись: знания, полученные в школе, ребята смогли применить на практике, а от результата своего труда испытали положительные эмоции. Учащиеся с девиантным поведением, принимающие участие в проектной деятельности, меняют своё отношение к окружающим и к самому себе, по-другому смотрят на то, что их окружает. А это значит, мы достигаем ситуации успеха.
В ходе моей работы, как классного руководителя, мы с ребятами приняли активное участие в классных, общешкольных и областных и во Всероссийских проектах различной направленности. Это такие классные проекты с привлечением родителей как: "Профессии моих родителей", "Профессиональное древо моего класса", "Сундучок здоровья от родителей", "Вкусные рецепты от простуды от родителей", "Здоровое питание моей семьи". Также был разработан классный проект "Азбука безопасности", направленный на формирование у школьников осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы и быта. Реализованы общешкольные проекты: "Культурное наследие моей малой родины", "Мой край родной. Свердловская область", "1000 шагов здоровья". Приняли участие в областных проектах: "Ты выбираешь сам", "История моей семьи", "Моя будущая профессия".
Научная новизна заключается в том, что данный метод развивает личность ребёнка, его творческие способности, что ведёт к успешной социализации. Проанализировав работу классного коллектива по внедрению метода проектной деятельности, я увидела целесообразность дальнейшего использования его в воспитательной работе по профилактике девиантного поведения. Практика реализации метода проекта, позволила обеспечить взаимосвязь, сотрудничество в работе педагогов, родителей и детей. Таким образом, хочется отметить, что проектная деятельность с учащимися с интеллектуальными нарушениями, склонных к девиантному поведению, необходима, возможна, оказывает положительное влияние на становление как личности, на улучшение процесса социализации, а также на процесс профессионального самоопределения подростка.