Использование метода сенсорной интеграции при обучении иностранному языку детей с дислексией

Рейтинг:  4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Морозова Дарья Владимировна, учитель английского языка, ГБОУ СО "Серовская ШИ, реализующая АООП", Серов, Свердловская область

При обучении иностранному языку важно учитывать тип восприятия обучающихся и выстраивать уроки в соответствии с их особенностями. В психологии выделяют четыре типа восприятия информации.

Аудиалы предпочитают работать устно, умеют слушать. Такие обучающиеся хорошо справляются с аудированием, а хуже всего -  с чтением и письмом, во время письма часто проговаривают написанное.

Визуалы лучше всего воспринимают иллюстрации и диаграммы. Хорошо справляются с такими заданиями как описание картинки, мнемотехника (составление рассказа по картинке), пересказ текстов.

Дигиталы очень рассудительны, мыслят логически, всегда следуют алгоритмам, выражают мысли словами, мало двигаются и не очень эмоциональны. Хорошо запоминают грамматические структуры, работают с таблицами и схемами.

Кинестетики обладают медленным темпом речи, плохо воспринимают длинные тексты, не выносят длительной нагрузки, требуется постоянная смена деятельности. Лучше всего справляются с практическими задачами – собрать слово из букв, сыграть в лото или домино. Вряд ли устно смогут назвать грамматическую формулу, но при работе в тестовом формате смогут выбрать правильный ответ.

Большинство обучающихся с дислексией являются именно кинестетиками. Чтобы познавать мир и существовать в нем, им нужно скоординировать все органы чувств - слух, зрение, прикосновения. Для этого используются различные игры, игрушки, тренажеры, позволяющие ребенку получать стимулы для всех органов чувств. Это помогает ему качественнее запоминать информацию.

К сожалению, в большинстве школ нет специальных логопедов для обучения детей с дислексией иностранному языку, нет возможности организовать полноценный сенсорный кабинет. Эта работа ложится на плечи учителя иностранного языка, который может в своем кабинете применять различные элементы сенсорной интеграции и организации сенсорного пространства.

Что касается визуальной составляющей, стены в кабинете, где обучаются дети с дислексией, не должны быть яркого цвета и иметь слишком большую смысловую нагрузку –плакаты и иллюстрации, отвлекающие внимание. Если плакаты нужны для работы с другими обучающимися, они должны быть съемными или располагаться на задней стене кабинета. Очень удобно использовать специальные пробковые доски или веревки с прищепками, на которые обучающиеся могут самостоятельно прикреплять и перемещать карточки с изученной на уроке лексикой.

Дидактические материалы следует убирать в шкафы, чтобы во время их использования они стали ярким предметом на фоне нейтрального пространства и привлекли внимание обучающихся своей новизной.

Обучающимся с дислексией сложно списывать с доски, так как при этом приходится постоянно переключать внимание. Поэтому лучше дублировать материал на рабочем столе. Для сохранения фокуса внимания при чтении используются специальные линейки для чтения и письма (Приложение1).

Учителю можно писать на доске маркерами разных цветов, а обучающимся применять текстовыделители, при этом следить за тем, чтобы выделение цветом было не хаотичным, а использовать «цветовой код» (например, правило всегда выделять синим цветом, пример зеленым и т.д.)

Для развития визуального внимания используются задания на поиск букв, спрятанных на картинке объектов, лабиринты, раскраски по буквам(Приложение 2).

Для того чтобы задействовать слух, мой кабинет оснащен лингафонным оборудованием. Работая в наушниках, обучающиеся лучше настраиваются на аудирование и концентрируются на аудиозаписи, не отвлекаясь на посторонние шумы.

Также на уроках можно организовать игры на произношение – пение, рифмование, имитация различных звуков, акцентов.

Замечательно, если в кабинете есть музыкальные инструменты, например, ксилофон, для создания акцента на темпе и ритме речи.

Для стимуляции тактильных ощущений используются различные игры, во время которых обучающимся нужно что-либо держать в руках – взять в руки предмет и описать его, угадать предмет с закрытыми глазами по ощущениям. И, конечно же, игрушки-антистресс, которые можно просто дать обучающимся, чтобы размять руки после письма.

Отдельного внимания достойны игры-сортеры, которые хорошо подходят для изучения грамматики, когда нужно распределить объекты по логическим признакам. (Приложение 3).

При изучении букв, обучающиеся сначала работают в специальных прописях, где букву можно раскрасить, обвести по точкам, вырезать и т.д., то есть содержатся разные виды активностей (Приложение 4), а затем лепят букву из пластилина или кинетического песка, собирают из конструктора.

Для задействования в процессе обучения различных групп мышц применяются упражнения на движение. При изучении букв и новых слов можно писать их в воздухе, показывать на себе части тела, изображать различные действия и предметы.

На своих уроках обязательно провожу физминутки, чтобы снять излишнее напряжение у обучающихся с гиперактивностью и взбодрить медлительных детей.

При этом не стоит забывать и про движения артикуляционных органов, например, заняться "лингвоакробатикой" - отработкой правильных движений губ и языка перед зеркалом.

Таким образом, методы сенсорной интеграции необходимы для качественного усвоения материала обучающимися с дислексией.  Они  также полезны всем детям с разными типами восприятия информации.

Вложения:
ФайлРазмер файла:
Скачать этот файл (Приложение1.pdf)Приложение1.pdf208 Кб
Скачать этот файл (Приложение2.pdf)Приложение2.pdf753 Кб
Скачать этот файл (Приложение3.pdf)Приложение3.pdf410 Кб
Скачать этот файл (Приложение4.pdf)Приложение4.pdf221 Кб

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить