Морозова Дарья Владимировна, учитель английского языка, ГБОУ СО "Серовская ШИ, реализующая АООП", Серов, Свердловская область
При обучении иностранному языку важно учитывать тип восприятия обучающихся и выстраивать уроки в соответствии с их особенностями. В психологии выделяют четыре типа восприятия информации.
Аудиалы предпочитают работать устно, умеют слушать. Такие обучающиеся хорошо справляются с аудированием, а хуже всего - с чтением и письмом, во время письма часто проговаривают написанное.
Визуалы лучше всего воспринимают иллюстрации и диаграммы. Хорошо справляются с такими заданиями как описание картинки, мнемотехника (составление рассказа по картинке), пересказ текстов.
Дигиталы очень рассудительны, мыслят логически, всегда следуют алгоритмам, выражают мысли словами, мало двигаются и не очень эмоциональны. Хорошо запоминают грамматические структуры, работают с таблицами и схемами.
Кинестетики обладают медленным темпом речи, плохо воспринимают длинные тексты, не выносят длительной нагрузки, требуется постоянная смена деятельности. Лучше всего справляются с практическими задачами – собрать слово из букв, сыграть в лото или домино. Вряд ли устно смогут назвать грамматическую формулу, но при работе в тестовом формате смогут выбрать правильный ответ.
Большинство обучающихся с дислексией являются именно кинестетиками. Чтобы познавать мир и существовать в нем, им нужно скоординировать все органы чувств - слух, зрение, прикосновения. Для этого используются различные игры, игрушки, тренажеры, позволяющие ребенку получать стимулы для всех органов чувств. Это помогает ему качественнее запоминать информацию.
К сожалению, в большинстве школ нет специальных логопедов для обучения детей с дислексией иностранному языку, нет возможности организовать полноценный сенсорный кабинет. Эта работа ложится на плечи учителя иностранного языка, который может в своем кабинете применять различные элементы сенсорной интеграции и организации сенсорного пространства.
Что касается визуальной составляющей, стены в кабинете, где обучаются дети с дислексией, не должны быть яркого цвета и иметь слишком большую смысловую нагрузку –плакаты и иллюстрации, отвлекающие внимание. Если плакаты нужны для работы с другими обучающимися, они должны быть съемными или располагаться на задней стене кабинета. Очень удобно использовать специальные пробковые доски или веревки с прищепками, на которые обучающиеся могут самостоятельно прикреплять и перемещать карточки с изученной на уроке лексикой.
Дидактические материалы следует убирать в шкафы, чтобы во время их использования они стали ярким предметом на фоне нейтрального пространства и привлекли внимание обучающихся своей новизной.
Обучающимся с дислексией сложно списывать с доски, так как при этом приходится постоянно переключать внимание. Поэтому лучше дублировать материал на рабочем столе. Для сохранения фокуса внимания при чтении используются специальные линейки для чтения и письма (Приложение1).
Учителю можно писать на доске маркерами разных цветов, а обучающимся применять текстовыделители, при этом следить за тем, чтобы выделение цветом было не хаотичным, а использовать «цветовой код» (например, правило всегда выделять синим цветом, пример зеленым и т.д.)
Для развития визуального внимания используются задания на поиск букв, спрятанных на картинке объектов, лабиринты, раскраски по буквам(Приложение 2).
Для того чтобы задействовать слух, мой кабинет оснащен лингафонным оборудованием. Работая в наушниках, обучающиеся лучше настраиваются на аудирование и концентрируются на аудиозаписи, не отвлекаясь на посторонние шумы.
Также на уроках можно организовать игры на произношение – пение, рифмование, имитация различных звуков, акцентов.
Замечательно, если в кабинете есть музыкальные инструменты, например, ксилофон, для создания акцента на темпе и ритме речи.
Для стимуляции тактильных ощущений используются различные игры, во время которых обучающимся нужно что-либо держать в руках – взять в руки предмет и описать его, угадать предмет с закрытыми глазами по ощущениям. И, конечно же, игрушки-антистресс, которые можно просто дать обучающимся, чтобы размять руки после письма.
Отдельного внимания достойны игры-сортеры, которые хорошо подходят для изучения грамматики, когда нужно распределить объекты по логическим признакам. (Приложение 3).
При изучении букв, обучающиеся сначала работают в специальных прописях, где букву можно раскрасить, обвести по точкам, вырезать и т.д., то есть содержатся разные виды активностей (Приложение 4), а затем лепят букву из пластилина или кинетического песка, собирают из конструктора.
Для задействования в процессе обучения различных групп мышц применяются упражнения на движение. При изучении букв и новых слов можно писать их в воздухе, показывать на себе части тела, изображать различные действия и предметы.
На своих уроках обязательно провожу физминутки, чтобы снять излишнее напряжение у обучающихся с гиперактивностью и взбодрить медлительных детей.
При этом не стоит забывать и про движения артикуляционных органов, например, заняться "лингвоакробатикой" - отработкой правильных движений губ и языка перед зеркалом.
Таким образом, методы сенсорной интеграции необходимы для качественного усвоения материала обучающимися с дислексией. Они также полезны всем детям с разными типами восприятия информации.