Использование полисенсорного метода при обучении обучающихся с задержкой психического развития на уроках биологии

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Клюкина Евгения Борисовна, учитель биологии, ГБОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск, Свердловская область

Полисенсорность - это использование одновременно двух и более органов чувств. На уроках биологии за частую, даже не замечая, этот метод используется практически на всех уроках, так как обучающиеся на уроках рассматривают, изучают, исследуют различные объекты в природе, на муляжах, микропрепаратах, влажных препаратах, гербариях и т.п. Получается, что у обучающегося включаются в работы органы зрения, осязание, слух. В процессе восприятия ребенок постепенно накапливает зрительные, осязательные образы, которые подкреплены словом.

Хочу представить урок по биологии с использованием полисенсорного метода.

План конспекта урока по биологии для 9 класса

Тема: Скелет человека, строение его отделов и функции.

Цель урока: Усвоение новых знаний о строении скелета человека, его отделах и функциях.

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся со строением скелета человека.
  • Рассмотреть основные отделы скелета и их функции.
  • Развивать умение анализировать и обобщать информацию.
  • Воспитывать интерес к изучению биологии.

Коррекционные задачи:

  • развитие мыслительной и речевой деятельности;
  • повышение познавательной активности;
  • формирование умения самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, использовать шаблоны, алгоритмы учебных действий;
  • создание условий для осмысленного выполнения учебной работы.

Универсальные учебные действия (УУД):

  • Личностные: формирование интереса к изучению биологии, развитие умения анализировать информацию.
  • Регулятивные: определение темы урока, постановка цели урока, планирование своей деятельности, оценка результатов работы.
  • Познавательные: поиск и анализ информации о строении скелета, формулирование выводов.
  • Коммуникативные: работа в малых группах, обсуждение результатов работы, выражение своих мыслей и идей.

Методы урока: словесный (рассказ, объяснение, беседа), наглядный (демонстрация моделей, муляжей, рисунков.), практический (работа с учебником, дополнительным материалом, выполнение заданий).

Средства обучения:

  1. Учебник по биологии В.В. Пасечник, А.А. Каменский, дополнительный подготовленный и распечатанный материал, анатомический атлас.
  2. Рабочий лист
  3. Цветные карандаши
  4. Интерактивная презентация.
  5. Мультимедийная установка, персональный компьютер

Ход занятия:

  1. Организационный момент (5 минут)
  • Приветствие.
  • Проверка готовности к уроку.
  1. Актуализация знаний (5 минут)
  • Вопросы для проверки знаний:
  • Определение темы урока
  • Постановка цели урока

III. Мотивация учебной деятельности.

Учителем зачитывается историческая справка и задается вопрос.

  1. IV. Изучение нового материала (20 минут)
  • Работа в группах (обучающиеся делятся на три группы. Дифференциацию на группы проводит учитель по уровню сложности и уровню способностей обучающихся. 1 гр.- средний уровень способностей; 2 гр. – выше среднего; 3 гр. - ниже среднего (для обучающихся с рисками учебной неуспешности). Для каждой группы разработана своя таблица.
  • Заполнение таблицы с помощью учебника, дополнительного материала (анатомический атлас), муляжей, рис. учебника.
  • Представление своей работы каждой группы, заполнение таблицы,
  1. Закрепление материала
  • Каждый из обучающихся выбирает с доски название любой кости, подходит к муляжу скелета и показывает где она находится, определяет функцию.
  1. Рефлексия (2 минуты)
  • Что нового вы узнали сегодня на уроке?
  • Чему вы научились?
  • На листе для оценивания поставьте себе отметку за работу на уроке.

VII. Итоги урока (5 минут)

  • Домашнее задание: заполнить до конца таблицу, опираясь на рис и подписи к ним в рабочем листе.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся должны знать:

  • Строение скелета человека.
  • Основные отделы скелета и их функции.
  • Определять особенности строения скелета по рисункам и муляжам.

 Особенности урока.

Урок разработан для обучающихся 9 классов с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с задержкой психического развития (далее ЗПР).

Для преодоления трудностей в усвоении материала урока, был адаптирован объем и характер учебного материала к познавательным возможностям обучающихся, разработан рабочий лист с алгоритмами, дифференциацией заданий.

Для обучающихся разработан рабочий лист к уроку, который в течение урока обучающиеся заполняют. Конспект имеет разноуровневый подход (Приложение), использование наглядных пособий.

При изучении данной темы урока осуществляется взаимодействие на полисенсорной основе (на данном уроке совместная деятельность ряда сенсорных систем: зрительной – работа с рисунком, интерактивной – презентацией, муляжами костей различных отделов скелета; слуховой – объяснение материала учителем и одноклассников, обсуждение в материала в малой группе; тактильной – каждой группе выдаются муляжи костей, где у обучающихся есть возможность потрогать, повертеть данный муляж).

Выполнение заданий на закрепление материала позволяет учащимся применить полученные знания на практике и лучше понять тему урока. 

Структура урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент.

Приветствие обучающихся. Контроль к готовности урока

Обратите внимание у вас на партах приготовлены рабочие листы урока. Сегодня мы будем работать в рабочем листе.

Заполните графы ФИО и класс.

Приветствие учителя, настрой на восприятие нового материала.

 

 

 

 

Заполняют.

Актуализация знаний.

На предыдущем уроке мы познакомились со значением опорно-двигательной системы, строением костей, видом костей.

 

-Из каких частей состоит опорно-двигательная система

 

- Вспомните какие функции выполняет опорно-двигательная система?

 

- Раз мы говорили о строении и видах костей, значит мы начали изучение какой части.

 

Как вы думаете какая тема нашего урока.

 

 

Цель урока

 

 

-Как бы вы дали определение понятию скелет.

 

 

На какие части вы разделили бы скелет человека?

 

 

 

 

 

- пассивной (скелет) и активной части (мышцы)

 

- двигательная, придает форму, защитная.

 

Пассивной (скелета)

 

 

 

-«Скелет человека, строение его отделов и функции».

 

- изучить строение и функции скелета человека.

 

-Это совокупность костей дающих телу опору и защищающих его от механических повреждений.

Скелет головы, скелет туловища, скелет конечностей.

Мотивация учебной деятельности.

Историческая справка:

С давних времен многие ученые Древней Греции и Рима изучали кости. Основатель учения об атомах Демокрит собирал остатки скелетов, посещая кладбища. Древнеримский врач и естествоиспытатель Клавдий Гален посылал своих учеников собирать кости павших врагов. Сам же он совершил путешествие в Александрию, чтобы изучить там единственный целиком собранный скелет человека. В средние века церковь запрещала вскрытие трупов. Великий анатом Андрей Везалий под мраком ночи тайно крал трупы повешенных. Великий немецкий поэт, и ученый Гёте также увлекался изучением скелета, описывал его строение и роль в жизни организма. В начале XVIII века Петр I закупал по высокой цене за границей коллекции по анатомии.

-Зачем они это делали.

 Слушают, анализируют, отвечают на вопрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выдвигают свои версии.

Изучение нового материала.

Предлагаю разделится на три группы.

1гр. Будет изучать скелет головы (средний уровень)

2гр. Будет изучать скелет туловища (выше среднего)

3 гр. Будет изучать скелет конечностей.(ниже среднего)

Учитель сам формирует группы по уровню знаний.

Каждой группе с помощью учебника и дополнительного материала нужно заполнить свою часть таблицы и представить свою работу остальным группам.

У каждой группы свой муляж изучаемого.

1гр – муляж черепа

2гр- муляж позвоночника + позвонки

3гр.- муляж скелета.

 

Делятся на группы, работа в группах (заполнение таблицы, работа с рис.), представление работы классу.

 В ходе представления работы группы классу, остальные обучающиеся заполняют часть таблицы и делают подписи к рис., про которую идет речь.

 

 

Закрепление материала

На магнитной доске вы видите название различных костей. Ваша задача выбрать одну любую, выйти показать ее на муляже скелета и назвать функцию.

Выбирают, выходят и показывают, отвечают на вопросы.

Рефлексия

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Чему вы научились?

На листе для оценивания поставьте себе отметку за работу на уроке.

Отвечают на вопросы.

Заполняют лист оценивания и сдают учителю.

Итоги урока, домашнее задание

Домашнее задание: заполнить до конца таблицу, опираясь на рис и подписи к ним в рабочем листе.

Запись домашнего задания в дневники.

 

Вложения:
ФайлРазмер файла:
Скачать этот файл (Рабочий лист урока по биологии .pdf)Рабочий лист урока по биологии .pdf446 Кб

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить