Клюкина Евгения Борисовна, учитель биологии, ГБОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск, Свердловская область
Полисенсорность - это использование одновременно двух и более органов чувств. На уроках биологии за частую, даже не замечая, этот метод используется практически на всех уроках, так как обучающиеся на уроках рассматривают, изучают, исследуют различные объекты в природе, на муляжах, микропрепаратах, влажных препаратах, гербариях и т.п. Получается, что у обучающегося включаются в работы органы зрения, осязание, слух. В процессе восприятия ребенок постепенно накапливает зрительные, осязательные образы, которые подкреплены словом.
Хочу представить урок по биологии с использованием полисенсорного метода.
План конспекта урока по биологии для 9 класса
Тема: Скелет человека, строение его отделов и функции.
Цель урока: Усвоение новых знаний о строении скелета человека, его отделах и функциях.
Задачи урока:
- Познакомить учащихся со строением скелета человека.
- Рассмотреть основные отделы скелета и их функции.
- Развивать умение анализировать и обобщать информацию.
- Воспитывать интерес к изучению биологии.
Коррекционные задачи:
- развитие мыслительной и речевой деятельности;
- повышение познавательной активности;
- формирование умения самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, использовать шаблоны, алгоритмы учебных действий;
- создание условий для осмысленного выполнения учебной работы.
Универсальные учебные действия (УУД):
- Личностные: формирование интереса к изучению биологии, развитие умения анализировать информацию.
- Регулятивные: определение темы урока, постановка цели урока, планирование своей деятельности, оценка результатов работы.
- Познавательные: поиск и анализ информации о строении скелета, формулирование выводов.
- Коммуникативные: работа в малых группах, обсуждение результатов работы, выражение своих мыслей и идей.
Методы урока: словесный (рассказ, объяснение, беседа), наглядный (демонстрация моделей, муляжей, рисунков.), практический (работа с учебником, дополнительным материалом, выполнение заданий).
Средства обучения:
- Учебник по биологии В.В. Пасечник, А.А. Каменский, дополнительный подготовленный и распечатанный материал, анатомический атлас.
- Рабочий лист
- Цветные карандаши
- Интерактивная презентация.
- Мультимедийная установка, персональный компьютер
Ход занятия:
- Организационный момент (5 минут)
- Приветствие.
- Проверка готовности к уроку.
- Актуализация знаний (5 минут)
- Вопросы для проверки знаний:
- Определение темы урока
- Постановка цели урока
III. Мотивация учебной деятельности.
Учителем зачитывается историческая справка и задается вопрос.
- IV. Изучение нового материала (20 минут)
- Работа в группах (обучающиеся делятся на три группы. Дифференциацию на группы проводит учитель по уровню сложности и уровню способностей обучающихся. 1 гр.- средний уровень способностей; 2 гр. – выше среднего; 3 гр. - ниже среднего (для обучающихся с рисками учебной неуспешности). Для каждой группы разработана своя таблица.
- Заполнение таблицы с помощью учебника, дополнительного материала (анатомический атлас), муляжей, рис. учебника.
- Представление своей работы каждой группы, заполнение таблицы,
- Закрепление материала
- Каждый из обучающихся выбирает с доски название любой кости, подходит к муляжу скелета и показывает где она находится, определяет функцию.
- Рефлексия (2 минуты)
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Чему вы научились?
- На листе для оценивания поставьте себе отметку за работу на уроке.
VII. Итоги урока (5 минут)
- Домашнее задание: заполнить до конца таблицу, опираясь на рис и подписи к ним в рабочем листе.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны знать:
- Строение скелета человека.
- Основные отделы скелета и их функции.
- Определять особенности строения скелета по рисункам и муляжам.
Особенности урока.
Урок разработан для обучающихся 9 классов с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с задержкой психического развития (далее ЗПР).
Для преодоления трудностей в усвоении материала урока, был адаптирован объем и характер учебного материала к познавательным возможностям обучающихся, разработан рабочий лист с алгоритмами, дифференциацией заданий.
Для обучающихся разработан рабочий лист к уроку, который в течение урока обучающиеся заполняют. Конспект имеет разноуровневый подход (Приложение), использование наглядных пособий.
При изучении данной темы урока осуществляется взаимодействие на полисенсорной основе (на данном уроке совместная деятельность ряда сенсорных систем: зрительной – работа с рисунком, интерактивной – презентацией, муляжами костей различных отделов скелета; слуховой – объяснение материала учителем и одноклассников, обсуждение в материала в малой группе; тактильной – каждой группе выдаются муляжи костей, где у обучающихся есть возможность потрогать, повертеть данный муляж).
Выполнение заданий на закрепление материала позволяет учащимся применить полученные знания на практике и лучше понять тему урока.
Структура урока. |
||
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Организационный момент. |
Приветствие обучающихся. Контроль к готовности урока Обратите внимание у вас на партах приготовлены рабочие листы урока. Сегодня мы будем работать в рабочем листе. Заполните графы ФИО и класс. |
Приветствие учителя, настрой на восприятие нового материала.
Заполняют. |
Актуализация знаний. |
На предыдущем уроке мы познакомились со значением опорно-двигательной системы, строением костей, видом костей.
-Из каких частей состоит опорно-двигательная система
- Вспомните какие функции выполняет опорно-двигательная система?
- Раз мы говорили о строении и видах костей, значит мы начали изучение какой части.
Как вы думаете какая тема нашего урока.
Цель урока
-Как бы вы дали определение понятию скелет.
На какие части вы разделили бы скелет человека?
|
- пассивной (скелет) и активной части (мышцы)
- двигательная, придает форму, защитная.
Пассивной (скелета)
-«Скелет человека, строение его отделов и функции».
- изучить строение и функции скелета человека.
-Это совокупность костей дающих телу опору и защищающих его от механических повреждений. Скелет головы, скелет туловища, скелет конечностей. |
Мотивация учебной деятельности. |
Историческая справка: С давних времен многие ученые Древней Греции и Рима изучали кости. Основатель учения об атомах Демокрит собирал остатки скелетов, посещая кладбища. Древнеримский врач и естествоиспытатель Клавдий Гален посылал своих учеников собирать кости павших врагов. Сам же он совершил путешествие в Александрию, чтобы изучить там единственный целиком собранный скелет человека. В средние века церковь запрещала вскрытие трупов. Великий анатом Андрей Везалий под мраком ночи тайно крал трупы повешенных. Великий немецкий поэт, и ученый Гёте также увлекался изучением скелета, описывал его строение и роль в жизни организма. В начале XVIII века Петр I закупал по высокой цене за границей коллекции по анатомии. -Зачем они это делали. |
Слушают, анализируют, отвечают на вопрос.
Выдвигают свои версии. |
Изучение нового материала. |
Предлагаю разделится на три группы. 1гр. Будет изучать скелет головы (средний уровень) 2гр. Будет изучать скелет туловища (выше среднего) 3 гр. Будет изучать скелет конечностей.(ниже среднего) Учитель сам формирует группы по уровню знаний. Каждой группе с помощью учебника и дополнительного материала нужно заполнить свою часть таблицы и представить свою работу остальным группам. У каждой группы свой муляж изучаемого. 1гр – муляж черепа 2гр- муляж позвоночника + позвонки 3гр.- муляж скелета.
|
Делятся на группы, работа в группах (заполнение таблицы, работа с рис.), представление работы классу. В ходе представления работы группы классу, остальные обучающиеся заполняют часть таблицы и делают подписи к рис., про которую идет речь.
|
Закрепление материала |
На магнитной доске вы видите название различных костей. Ваша задача выбрать одну любую, выйти показать ее на муляже скелета и назвать функцию. |
Выбирают, выходят и показывают, отвечают на вопросы. |
Рефлексия |
Что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему вы научились? На листе для оценивания поставьте себе отметку за работу на уроке. |
Отвечают на вопросы. Заполняют лист оценивания и сдают учителю. |
Итоги урока, домашнее задание |
Домашнее задание: заполнить до конца таблицу, опираясь на рис и подписи к ним в рабочем листе. |
Запись домашнего задания в дневники. |