Использование современных технологий обучения детей с нарушением слуха на уроках истории

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Шевелёва Анна Станиславовна, учитель, ГБОУ СО "ЦПМСС "Эхо", Екатеринбург, Свердловская область

Представленный материал статьи знакомит с основными направлениями обновления содержания и технологий образования, обеспечивающими качество образования и системно-деятельностный подход.

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя.

Центр психолого– медико - социального сопровождения «Эхо», осуществляя концепцию своего развития в рамках методической темы «Реализация системно-деятельностного подхода как методология ФГОС» создает в своих стенах специальные условия для такого развития обучающихся, которые позволили бы им адаптироваться в окружающей среде, среде слышащих. Уровень личностного развития, социализация и адаптация глухих обучающихся тесно связаны с развитием их словесной речи, поэтому особое внимание уделяется развитию коммуникативных способностей обучающихся, духовно-нравственному и патриотическому воспитанию.

Следует выделить особые проблемы в обучении школьников с нарушением слуха:

  • уровень словесной речи глухих обучающихся не адекватен применяемым усилиям при обучении истории из-за недостаточного опыта речевого общения (низкая мотивация к употреблению словесной речи);
  • трудности формирования коммуникативных способностей, что связанно с отсутствием дошкольной подготовки с одной стороны, и особенностями развития неслышащих обучающихся с другой стороны (подростки большую часть времени проводят в стенах интерната);
  • проблемы в работе с исторической информацией (обучающиеся затрудняются с самостоятельным поиском информации, затруднения при анализе и обобщении исторического материала);
  • недостаточный уровень предметных умений, что связанно со сложностью х требований и содержания программ.

Особенно важным является организация доступной образовательной среды для глухих обучающихся. Кабинет истории комфортен, каждый обучающийся имеет свое рабочее место, оборудованное специальной звукоусиливающей аппаратурой «Унитон», позволяющей регулировать на каждом рабочем месте усиление речи, включать нужный корректор. Адаптированные рабочие программы по истории и обществознанию содержат продуманную систему работы по развитию коммуникативных способностей глухих школьников. Разработанные технологические карты уроков позволяют структурировать урок по выбранным учителем параметрам.

Нарушение слуха, каким бы тяжелым оно ни было, не является неопреодолимым препятствием при обучении. Уроки истории являются важным звеном в познании окружающего мира. Изучение истории детьми с нарушенным слухом должно способствовать пониманию ими наиболее важных политических, экономических и социальных процессов, происходящих в современной жизни. Приобщение обучающихся с нарушением слуха к истории связываю с решением таких важных задач как: воспитание потребности в изучении и понимании исторических процессов, стремлении к самостоятельным выводам; развитие мышления глухих обучающихся; активизация познавательной деятельности обучающихся; формирование у обучающихся потребности к самообразованию и самовоспитанию. Работа с неслышащими обучающимися на уроках истории проходит во всех трех формах: фронтальной, групповой и индивидуальной.

Системно используются в работе современные технологии обучения, как средства реализации системно–деятельностного подхода:

  • Информационно-коммуникационные технологии, в том числе интерактивные и технологии дистанционного обучения. При сохранном интеллекте, после кохлеарной имплантации возможны виды работ с использованием программы Skype: беседа с обучающимся, отправка заданий в режиме онлайн. Использование интернет-сервиса Google Docs. Возможности интерактивной доски делают занятия более интересными и увлекательными, позволяют эффективно работать с Web-сайтами и другими ресурсами. Применяется работа с системой интерактивного голосования в форме тестирования обучающихся в программе Activ Inspire, работа с тестом, как онлайн голосование с помощью пультов Activ Vote. Использование ИКТ на уроках истории и обществознания позволяет сделать процесс обучения более увлекательным, индивидуализировать процесс обучения за счёт возможности использования разноуровневых заданий, удобного способа восприятия информации.
  • Речеразвивающие технологии. Нарушение слуха детей часто сопровождается нарушением интеллекта в целом. На уроках истории необходимо развивать речевой слух обучающихся. На каждом уроке школьникам предложены фразы, направленные на развитие слухового восприятия. Применение диалогической и монологической речи. При фронтальной работе с классом перед каждым учеником ставится задача (в зависимости от психофизических и индивидуальных особенностей), каждый получает то или иное задание. Благоприятные возможности для активизации речи неслышащих обучающихся представляет групповая работа. Работа в группах, во время выполнения творческих заданий или при составлении рассказа, например, активизирует речевую деятельность ребят. Работа парами может быть организована, когда ученикам предлагается ответить на вопросы по карточкам или при работе с картой. Важны взаимопроверка, оценивание. При правильной индивидуальной работе учителя ученик превращается из объекта воспитания в субъект управления собственной деятельностью. В условиях коррекционного учреждения эта работа незаменима, так как происходит ситуация выбора. Индивидуальные задания предлагаются в виде нескольких вариантов: для сильных учеников- индивидуальные задания сложные, для слабоуспевающих- задания более легкого характера.
  • Технология проблемно–диалогового обучения и уровней дифференциации. Технология работает на формирование универсальных учебных действий. Использование ситуаций побуждающего диалога, выдвижение гипотезы обучающимися, построение речевого высказывания. Вырабатываются умения слушать собеседника, сопоставлять данные и т.д. Организация самостоятельной поисковой деятельности обучающихся по решению учебных проблем, способствует формированию новых знаний развитию познавательной активности, творческого мышления. Организация проблемного обучения предлагает применение таких приемов и методов преподавания, которые приводили бы к возникновению проблемных ситуаций.
  • Исследовательские методы в обучении. Происходит развитие познавательных способностей), включение ученика в самостоятельную поисковую деятельность по решению проблем. Сбор, анализ, систематизация необходимой информации различных источников, взаимодействие с социальными партнерами и общественными организациями - все это способствует социализации детей с нарушением слуха.
  • 00001
  • 00002
  • 00003

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить