Бобкова Ирина Валентиновна, учитель, ГБОУ СО "Богдановичская школа-интернат", Богданович, Свердловская область
Нейропсихологические игры - это комплекс упражнений и приемов, направленных на активацию естественных механизмов работы мозга через выполнение физических движений.
Межполушарное взаимодействие - это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз.
Эффективность нейроигр состоит в том, что они способствуют развитию всех психических процессов, улучшают когнитивное развитие школьников, повышают стрессоустойчивость, обучаемость, адаптированность, снижают конфликтность, возбудимость.
При организации коррекционной работы использую различные комбинации нейроигр.
- "Коза-корова"
Попеременно менять положение пальцев обеих рук с "козы" (указательный исредний палец не согнуты в кулак) на "корову" (средний, безымянный и большой палец согнуты в кулак).
- "Лезгинка"
Левую руку сложить в кулак, большой палец отвести в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После этого одновременно сменить положение правой и левой рук.
- "Путаница"
Выполнить действие, которое озвучивает ведущий. Но сам ведущий при этом выполняет другое действие. Например: "Подними руки вверх", а ведущий разводит руки в стороны.
- "Каталочка"
Одновременно двумя руками катать предметы по столутаким образом: шар - по кругу, карандаш - вперед-назад.
- "Золушка"
Подготовить два пустых стакана и два стакана с фасолью или небольшими шариками. Задача ребенка доставать сразу двумя руками зерна, затем левой рукой класть в правый стакан, а правой - в левый.
- "Прищепки"
Игра проводится с цветными прищепками, которые необходимо собирать двумя руками. Левая рука, например, собирает желтые прищепки, а правая - красные.
- "Художник"
Ребенку дается лист бумаги и два цветных фломастера. Задача нарисовать правой рукой три круга, а левой - два квадрата. Фигуры можно менять, но для каждой руки должна быть "своя" фигура и рисовать нужно одновременно.
- "Двойные рисунки"
Дать ребёнку фломастеры в обе руки и предложить обвести симметричные рисунки двумя руками. Важно, чтобы руки обводили картинку одновременно.
- "Перекресты"
Упражнение выполняется стоя. Правая рука на поясе, левая в это время - на правом плече, затем меняем положение: левая рука на поясе, правая на левом плече.
- "Ухо - нос"
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук "с точностью наоборот".
- "Качели"
Положить кисть одной руки на стол, выпрямить пальцы. Поместить карандаш так, чтобы мизинец и указательный пальцы были на карандаше, а средний и безымянный - под ним. Попеременно нажимать то указательным пальцем, то мизинцем на концы карандаша.
- "Вертушка"
Ребёнок держит карандаш двумя пальцами: большим и указательным. Затем он начинает плавно вращать карандаш по часовой стрелке и против часовой стрелки, помогая себе при этом средним пальцем.
- "Кулак - ребро - ладонь"
Одной рукой показывать числа от 1 до 20, записанные хаотично на листе бумаги, а другой рукой на плоскости стола, последовательно сменяя друг друга, выполнять упражнение "кулак - ребро - ладонь".
Все приведенные нейроигры объединяет то, что ребенок при их выполнении осуществляет несколько различных движений, а также сопровождает их определенными волевыми усилиями, что, несомненно, развивает и самоконтроль ребенка.
Регулярное использование в коррекционной работе нейропсихологических технологий позволяет активизировать познавательный потенциал детей, развить высшие психические функции.
Литература
- Колганова, В. С. Нейропсихологические занятия с детьми: В 2 ч. Ч 1./Валентина Колганова, Елена Пивоварова, Сергей Колганов, Ирина Фридрих - М. : АЙРИС-пресс, 2019.- 416 с. : ил.
- Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. - М.: ТЦ Сфера, 2003
- Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники: Учебно-методическое пособие/ под ред. А.В. Семенович. - М.: Дрофа, 2014