Нейроигры и упражнения как эффективное средство развития психических процессов у детей с ОВЗ

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Бобкова Ирина Валентиновна, учитель, ГБОУ СО "Богдановичская школа-интернат", Богданович, Свердловская область

Нейропсихологические игры - это комплекс упражнений и приемов, направленных на активацию естественных механизмов работы мозга через выполнение физических движений.

Межполушарное взаимодействие - это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз.

Эффективность нейроигр состоит в том, что они способствуют развитию всех психических процессов, улучшают когнитивное развитие школьников, повышают стрессоустойчивость, обучаемость, адаптированность, снижают конфликтность, возбудимость.

При организации коррекционной работы использую различные комбинации нейроигр.

  1. "Коза-корова"

Попеременно менять положение пальцев обеих рук с "козы" (указательный исредний палец не согнуты в кулак) на "корову" (средний, безымянный и большой палец согнуты в кулак).

  1. "Лезгинка"

Левую руку сложить в кулак, большой палец отвести в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После этого одновременно сменить положение правой и левой рук.

  1. "Путаница"

Выполнить действие, которое озвучивает ведущий. Но сам ведущий при этом выполняет другое действие. Например: "Подними руки вверх", а ведущий разводит руки в стороны.

  1. "Каталочка"

Одновременно двумя руками катать предметы по столутаким образом: шар - по кругу, карандаш - вперед-назад. 

  1. "Золушка"

Подготовить два пустых стакана и два стакана с фасолью или небольшими шариками. Задача ребенка доставать сразу двумя руками зерна, затем левой рукой класть в правый стакан, а правой - в левый.

  1. "Прищепки"

Игра проводится с цветными прищепками, которые необходимо собирать двумя руками. Левая рука, например, собирает желтые прищепки, а правая - красные.

  1. "Художник"

Ребенку дается лист бумаги и два цветных фломастера. Задача нарисовать правой рукой три круга, а левой - два квадрата. Фигуры можно менять, но для каждой руки должна быть "своя" фигура и рисовать нужно одновременно.

  1. "Двойные рисунки"

Дать ребёнку фломастеры в обе руки и предложить обвести симметричные рисунки двумя руками. Важно, чтобы руки обводили картинку одновременно.

  1. "Перекресты"

Упражнение выполняется стоя. Правая рука на поясе, левая в это время - на правом плече, затем меняем положение: левая рука на поясе, правая на левом плече.

  1. "Ухо - нос"

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук "с точностью наоборот".

  1. "Качели"

Положить кисть одной руки на стол, выпрямить пальцы. Поместить карандаш так, чтобы мизинец и указательный пальцы были на карандаше, а средний и безымянный - под ним. Попеременно нажимать то указательным пальцем, то мизинцем на концы карандаша.

  1. "Вертушка"

Ребёнок держит карандаш двумя пальцами: большим и указательным. Затем он начинает плавно вращать карандаш по часовой стрелке и против часовой стрелки, помогая себе при этом средним пальцем. 

  1. "Кулак - ребро - ладонь" 

Одной рукой показывать числа от 1 до 20, записанные хаотично на листе бумаги, а другой рукой на плоскости стола, последовательно сменяя друг друга, выполнять упражнение "кулак - ребро - ладонь".

Все приведенные нейроигры объединяет то, что ребенок при их выполнении осуществляет несколько различных движений, а также сопровождает их определенными волевыми усилиями, что, несомненно, развивает и самоконтроль ребенка.

Регулярное использование в коррекционной работе нейропсихологических технологий позволяет активизировать познавательный потенциал детей, развить высшие психические функции. 

Литература

  1. Колганова, В. С. Нейропсихологические занятия с детьми: В 2 ч. Ч 1./Валентина Колганова, Елена Пивоварова, Сергей Колганов, Ирина Фридрих - М. : АЙРИС-пресс, 2019.- 416 с. : ил.
  2. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. - М.: ТЦ Сфера, 2003
  3. Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники: Учебно-методическое пособие/ под ред. А.В. Семенович. - М.: Дрофа, 2014

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить