Нейропсихологическая диагностика и коррекция дискалькулии у детей с ЗПР в начальной школе

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Грибанова Малика Кюриевна, учитель начальных классов, ГБОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск, Свердловская область

Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений овладением счетной деятельностью у детей обусловлен тем, что этот вид деятельности имеет большое значение в жизни ребенка. Особое значение в жизни ребенка занимает овладение счетной деятельностью, нарушение которой носит название "дискалькулия".

Дискалькулия – это специфическое расстройство развития биологического происхождения, связанное с неспособностью обучения арифметике и математическим наукам в целом. Часто её называют "математическая дислексия".

Трудность заключается в неспособности интерпретировать цифровые символы и сложности при вычислениях - прибавлении, вычитании, умножении и делении. Ребёнок путает цифры и знаки, не может считать в уме и работать с абстракцией. Таким детям сложно делать уроки и задания, связанные с математическими вычислениями.

Дискалькулия – это дисфункция нейронных соединений, обрабатывающих числовые данные, которая усложняет работу областей мозга, отвечающих за доступ и обработку цифровой информации.

К числу психических функций, лежащих в основе формирования навыка счета, относят пространственные представления, зрительно-моторную координацию, слухоречевую и зрительную память, оптико-пространственный гнозис и праксис, пальцевый гнозопраксис, моторику, временные и количественные представления, логические операции, восприятие и воспроизведение ритма, лексико-грамматический строй речи. Дискалькулия может быть врождённой или приобретённой, первичной или вторичной. Специалисты выделяют следующие формы:

  • Вербальная – вызвана трудностями восприятия на слух любых математических понятий. Дети могут читать и писать цифры, но не распознают их на слух.

Коррекционные занятия направлены на: формирование математических представлений и закрепление этих представлений в речи; формирование понимания слов (математических терминов), обозначающих математические понятия; умение пользоваться математической терминологией; формирование пространственного восприятия; развитие зрительной и слуховой памяти; овладение лексическим строем речи; развитие слухового восприятия; формирование восприятия цвета, формы, величины, количественных представлений

  • Практогностическая – неумение вести абстрактный счёт, классифицировать предметы по форме, величине, количеству.

Коррекционные занятия направлены на формирование представлений об образе предмета и его символическом изображении; формирование счетных навыков; понимание детьми принципа 1+1 (к каждому объекту при счете по порядку, может быть присоединено последовательно только одно числительное); понимание последовательности счета; развитие зрительно-пространственного восприятия; развитие моторики и зрительно-двигательной координации; развитие зрительной и слуховой памяти и лексико-грамматического строя речи.

  • Лексическая – характерны ошибки в чтении арифметических знаков и цифр, в понимании условий задачи, сути математических операций, нарушения пространственной визуализации.

Для коррекции следует отбирать задания, направленные на формирование зрительного образа математических знаков, геометрических фигур; формирование понимания математических знаков и отражение понимания в речевой деятельности; развитие восприятия цвета, формы, величины, представлений об образе цифр и математических знаков; развитие зрительной и слуховой памяти; развитие аналитико-синтетической деятельности; понимание математической терминологии.

  • Графическая – проблемы с переводом числа в форму цифры, изображением математических символов, геометрических фигур.

При коррекции следует уделить внимание развитию ручной моторики; ориентировке в пространстве и на плоскости; развитию слухо-зрительно-двигательной координации; формированию представлений об образе предмета и его символического изображения; развитие зрительного восприятия; понимание математической терминологии; развитию зрительной и слуховой памяти.

  • Операциональная дискалькулия: не дает возможности решать даже простые уравнения.

Для коррекции операциональной дискалькулии значимым будет: формирование счетной деятельности; умение выполнять действия сложения и вычитания; развитие слухового и зрительного восприятия; умение пользоваться символикой; развитие аналитико-синтетической деятельности; развитие лексико-грамматического строя речи; развитие зрительной и слуховой памяти.

  • Псевдодискалькулия – нарушение усвоения математики из-за сниженной мотивации учения, не грамотно организованного процесса обучения.

Так или иначе, ребенок может быть подвержен сразу нескольким видам дискалькулии в той или иной степени.

Коррекцию можно проводить во время групповых и индивидуальных коррекционных занятий. Проводится в игровой форме, можно использовать специализированные компьютерные программы и интерактивные задания.

Примеры упражнений, используемых на коррекционных занятиях для детей с графической дискалькулией: "Найди нужную цифру среди графически сходных", "Найди правильно написанную цифру", "Найди, нарисуй и раскрась аналогичную цифру", "Напиши соседей числа", "Найди (напиши) цифру на одну меньше (больше)", Обводка и штриховка цифр, математических знаков.

"Узнай фигуры и найди их", "Дорисуй фигуру, чтобы она получилась целой", "Графический диктант" и т.д.

Литература

  1. Дискалькулия у детей: профилактика и коррекция нарушений в овладении счетной деятельностью/ Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю. – 2013.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить