Иваненкова Наталья Владимировна, социальный педагог, ГБОУ СО "Ачитская школа-интернат", Ачит, Свердловская область
Девиантное поведение – отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит.
Дети с нарушением интеллекта легко усваивают противообщественные воздействия, их социальная незрелость, импульсивность, несдержанность и другие особенности психической деятельности создают условия для возникновения отклонений в поведении и могут способствовать совершению правонарушений.
Лучшей профилактикой девиантного поведения является системно организуемая с четким определением средств форм и методов педагогического воздействия.
В условиях коррекционно-образовательного учреждения необходима системная организация работы по профилактике девиантного поведения обучающихся и воспитанников.
Для того, чтобы меры профилактики были более эффективными, в своей работе использую следующие формы и методы.
- Диагностика. Изучение индивидуально – типологических особенностей детей; изучение межличностных отношений ребёнка; изучение взаимоотношений с родителями и окружающей обстановки в семьях обучающихся и воспитанников.
- Консультация. Советы родителям по результатам диагностических исследований детей; консультирование обучающих и педагогов по результатам диагностических исследований обучающихся и воспитанников (пример: тренинг с родителями «Вместе мы целый мир», круглый стол «Роль общения в развитии личностных качеств»).
- Просветительская работа. Индивидуальные, групповые тематические информационные часы, тренинги с обучающимися и воспитанниками; круглые столы по проблемным ситуациями со школьниками; тематические беседы с родителями (упражнение «Я и Мы», упражнение «Правила работы», занятие «Всегда ли нужно говорить «ДА» и умей сказать «НЕТ»»).
- Коррекционно – развивающая работа. Коррекционно – развивающая работа с детьми по результатам диагностических исследований, направленная на разрушение определенных установок, ценностей, доводов, привычек поведения и формирования новых с целью достижения самовыражения личности школьника.
Когда мы опираемся на знания особенностей конкретного ребёнка и условий его развития, можем способствовать формированию положительных и преодолению отрицательных качеств его духовно – нравственного развития. Небольшой опыт работы в коррекционной школе – интернат, показывает, что наличие знаний у обучающихся и воспитанников далеко не всегда соответствует этим знаниям в поведении.
В работе с детьми с нарушением интеллекта мне, как социальному педагогу требуется хорошо разбираться в особенностях личности таких школьников и уметь достигать с ними контакта и взаимопонимания.
Чтобы нивелировать проблему девиантного поведения направляю свою педагогическую деятельность на гармоничное развитие личности ребёнка, учитываю его индивидуальные возможности и способности. Развиваю его социальную активность, прививаю интерес к себе и окружающим. Учу ребёнка саморегуляции, сотрудничеству, самостоятельности, пропагандирую здоровый образ жизни, организовываю ситуации, в которых каждый ребёнок может достичь успехов.своей работы, хочу отметить, что дети проявляют более адекватное и адаптивное поведение, большую самостоятельность, улучшенные коммуникативные навыки и общую социальную адаптацию. Что позволяет сделать вывод о том, что методы и формы используемые мной в работе, направленные на профилактику девиантного поведения, доказали свою эффективность.
Полученные результаты диагностики, наблюдения и анализа, указывают на уменьшение форм агрессивного поведения, снижение уровня агрессии, преобладание у большинства из них высокого и среднего уровня мотивации, а также выявили положительное отношение к школе. Также удалось довольно успешно способствовать формированию у них командной работы и управления своими эмоциями.