Тупицына Валентина Владимировна, учитель трудового обучения, ГБОУ СО "Серовская ШИ, реализующая АООП" филиал с.Романово, Романово, Серов, Свердловская область
"Самое лучшее открытие то, которое делает ребенок сам", - Ральф Уолдо Эмерсон.
Эксперимент - одна из форм познавательной деятельности и активности обучающихся с ОВЗ. В широком смысле эксперимент - это любой опыт, попытка осуществить что-либо, особый вид практики, предпринимаемой для получения новых знаний или проверки старого. Дети по своей природе - это пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выражаемая в потребности исследовать окружающий мир, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. В результате которой обогащается память ребенка и активизируются мыслительные действия.
Экспериментальная деятельность является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. Исследования предоставляют возможность ребёнку самому найти ответы на вопросы "как?" и "почему?", выявлять проблему и в процессе ряда действий её решить. Она способствует развитию у детей с ОВЗ таких психических процессов, как внимание, память, восприятие, мышление и речь. Кроме того, такая деятельность способствует социально-коммуникативному развитию: ребята осваивают правила поведения, культуру общения и комфортно чувствуют себя среди сверстников.
Одним из приоритетов направлений современной системы образования является создание условий успешной социализации ребенка с ОВЗ. Освоение учащимися с ОВЗ социального опыта включает их в существующую систему общественных отношении. Это и есть основная задача социализации. Для решения этой задачи на уроках сельскохозяйственного труда я широко применяю опытно-экспериментальную деятельность с обучающимися с ОВЗ. Детям очень нравится видеть результаты своей работы, у них на лице появляется радостная улыбка, которая показывает - эксперимент удался.
Гидропонный способ выращивания лука на зелень. Девиз этого способа гласит: "Витамины круглый год"! За 15 дней зелёный лук вырастает на 30-40см., при очень экономичном потреблении электроэнергии: 2.5вт. при непрерывном режиме работы. В установке используются обычная вода, насыщенная воздухом с помощью компрессора, при работе конденсатора корни лука получают кислород, необходимый для роста растений. Поливать, рыхлить не надо, сорняков нет, Подкормки нет. То есть нет дополнительной работы по уходу за растениями. А самое главное – витамины.
Замечательный опыт и результат мы с ребятами получили при выращивании картофеля методом гребневой посадки как в первый год, так и во второй, когда высадку производили семенным материалом "Белорусская". Попробовали из другой страны. Очень приятно. 5 рядков пустили под зиму, ждем результатов. Надеемся, что нам поможет снежная шуба.
Ученик 8 класса Вадим Харитонов попробовал посадить картофель в большую емкость вазон. Но как? В январе мы его прорастили, было 3 картофелины, 1 картофелину разрезали на 2 половинки и посадили. Полили, укрыли снегом. Но задача наша была в том, что из двух половин вышел один стебель, тогда будет развитие и образование клубней по иному. В почве 2 посадочных материала, а стебель один. Это позволит увеличить урожайность картофеля. Очень надеюсь, что 22 мая Вадим поедет домой со свежим урожаем. Две оставшиеся картофелины посадили в пустые мешки из под земли, они прекрасно прижились и пошли в рост. Здесь у нас задача провести эксперимент, доказывающий, что в любой таре картофель живет и здравствует.
Огурцы мы сажали следующим способом: обыкновенный огурец разрезается на дольки, они помещаются в небольшие ячейки, укрываются и помещаются в теплое место. Огурчики дают росточки. Этот метод позволяет учесть все признаки выращенных растений, по разному типу и виду.
Условия современной жизни предъявляют высокие требования к выпускнику. Чтобы быть готовым к вступлению в самостоятельную жизнь, нужно иметь необходимый баланс знаний, профессиональную подготовку, умение адаптироваться в новых для выпускника условиях, правильно строить свои отношения с людьми, иметь желание трудиться.
Как же помочь в этом плане учащимся? Задача нашей школы - помочь учащимся в самоопределении, самореализации и оказании помощи в выборе трудового пути.
Программа трудового обучения по с\х труду рассчитана на подготовку учащихся к работе в сельском хозяйстве в качестве рабочих овощеводческих бригад, на животноводческих фермах с частичной механизацией процессов. Именно уроки сельхоз/труда формируют у учащихся готовность и способность к активному участию в созидательном труде.
Моя задача, как учителя, заключается в формировании знаний, умений и навыков в работе, формирование определенных качеств личности, которые необходимы для становления сознательного отношения к труду, морально- волевых и эмоциональных факторов, отражающих положительное отношение к систематической трудовой деятельности.
Полученные результаты дают возможность нашим детям пойти от науки к практике. В завершении хочу сказать, что опытно - экспериментальная деятельность обучающимся с ОВЗ жизненно необходима в условиях нахождения образовательного учреждения в сельской местности и при условии возможности дальнейшего проживания выпускников интерната на селе.