Деева Анна Александровна, социальный педагог, ГБОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск, Свердловская область
Зависимое поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер, и стало одной из серьезных проблем общества. Зависимое поведение ведет к изменению психической деятельности, разрушению физического здоровья, изменению иерархии ценностей, уход в иллюзорную деятельность, постепенное отклонение поведения. Зависимость определяется как болезненный поведенческий паттерн, содержащий элемент принуждения, который не может быть устранен ребенком самостоятельно. Он связан с невозможностью обрести безопасность, самоценность и личностное своеобразие. Это зависимость от людей, от вещей и химических препаратов, внешних по отношению к человеку, которые применяются, чтобы не чувствовать душевной и физической боли. Ребенок, который их применяет, из-за сложившейся невротической структуры, не имеет других выборов реагирования на стрессовые факторы и имеет затруднения в сфере контроля.
Процесс развития личности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья зависит от окружающего социального пространства, субъектами которого являются семья, школа, сверстники, сам ребенок. Дети приобретают столь «неприглядный» социальный облик не потому, что они такими рождаются, а под воздействием различных, не зависящих от них факторов риска.
Среди факторов выделяются следующие основные группы:
- медико-биологические (состояние здоровья, наследственные и врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии);
- социально-экономические (материальные проблемы семьи, неблагоприятный психологический климат в семье, аморальный образ жизни родителей);
- психологические (неприятие себя, невротические реакции, эмоциональная неустойчивость, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми);
- педагогические (отсутствие интереса к обучению).
Именно под воздействием этих факторов дети оказываются в категории группы риска:
- дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;
- дети, оставшиеся без попечения родителей;
- дети из неблагополучных, асоциальных семей;
- дети из семей, нуждающихся в социально-психологической помощи и поддержке.
В нашей образовательной организации ежегодно проводится анкетирование детей на установление морально-психологического климата. По результатам анкетирования в начале учебного года выявлено, что некоторые обучающиеся пробовали алкоголь, курят (в основном вейпы). Причины потребления: интерес; подражание старшим друзьям; предложили сверстники. Социальный педагог в образовательном учреждении организует первичную профилактику зависимого поведения у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ориентируется на формирование у воспитанников социально позитивных установок, устойчивого неприятия противоправного поведения для успешной адаптации в социуме и самоутверждения среди сверстников.
Социально-психологическая помощь имеет два ведущих направления: психологическая превенция (предупреждение, психопрофилактика) и психологическая интервенция (преодоление, коррекция). В работе использую различные формы: формирование установок на здоровый образ жизни; информирование о последствиях употребления ПАВ; обучение социально важным навыкам. Сложность проведения занятий заключается в том, что у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья недостаточно сформированы мыслительные операции, снижена активность мыслительных процессов, слабо развито наглядно-образное мышление и воображение, недоразвиты эмоции, низкая степень сформированности функций программирования и контроля, эмоциональная нестабильность. В связи с этим не всегда удается обсудить создавшуюся ситуацию на должном уровне, провести дискуссию с группой обучающихся и найти выход из сложной ситуации.
Опыт работы с воспитанниками показал, что наиболее приемлемыми являются программы по формированию эмоционально-волевой сферы. Главная задача занятий – сформировать у обучающихся эмоциональную адекватность и волевую сферу. Активное обучение социально-важным навыкам реализуется в форме групповых тренингов, которые выступают для обучающихся в качестве образца социального поведения. Тренинг является активным групповым методом психологической работы и соответствует естественному стремлению воспитанников к общению со сверстниками. Эта форма создает нам лучшие условия для обучения культурной коммуникации. Живая, доброжелательная атмосфера облегчает ребенку прохождение процесса индивидуализации, который является основой для дальнейшего взросления и способствует осознанному выбору своего будущего. Тренинги:
- тренинг устойчивости к негативному социальному влиянию. В ходе тренинга развивается способность говорить «нет» в случае давления сверстников, дается информация о возможном негативном влиянии родителей и других взрослых.
- тренинг аффективности. Обучаю воспитанников распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом, стимулирую процессы самоопределения и развития позитивных ценностей.
- тренинг формирования жизненных навыков. Обучаю умению общаться, навыкам самоконтроля, изменению себя и окружающей конфликтной ситуации, поддерживать дружеские связи.
Тренинговые занятия, вызывают положительные эмоции, помогают преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию, основанную на здоровьесберегающей составляющей. Опираясь на гуманистический подход, в профилактической работе создает условия для гармоничного развития личности свободной от зависимостей.