Тукачёва Зоя Александровна, учитель, ГБОУ СО "Ачитская школа-интернат", Ачит, Свердловская область
Актуальной проблемой современного общества выступает разработка комплекса мероприятий, направленных на снижение степени активизации подростковой дезадаптации, которая оказывает непосредственное влияние на процесс социализации личности.
Девиантное (отклоняющееся) поведение отличается устойчивым стремлением к отступлению от общепринятых, данных обществом поведенческих норм. Это связано с влиянием негативных факторов и явлений окружающей среды, таких как алкоголизм, наркомания, неблагополучные семьи и жестокость родителей по отношению к детям, которые приводят к асоциальным последствиям социализации личности, как уклонение от учебы, бродяжничество, воровство, жестокость и наглость по отношению к товарищам, учителям, родителям, лживость, курение, ранняя алкоголизация, а так же других форм опасного поведения.
Одним из приоритетных направлений в профилактике девиантного поведения у детей и подростков с нарушением интеллекта является организация физкультурно-спортивной работы.
Спорт дает человеку множество вариантов взаимодействия между членами команды, между болельщиками, спортсменом и тренером, между спортсменом и соперников и т.д. Спорт предоставляет возможности совершенствоваться физически, а также оказывает воздействие на формирование важнейших духовных качеств личности (мужество, терпение, преодоление себя), которые способствуют самореализации подростков в социальной среде.
Физическое воспитание дает возможность подросткам с асоциальным поведением улучшить свою самооценку, и "вырасти" в глазах окружающих, привлекая подростков к занятиям физической культурой, участию в спортивных мероприятиях, соревнованиях, способствует их социальной адаптации.
Мероприятия по физической культуре в нашем образовательном учреждении проходят в виде индивидуальных и групповых занятий, занятий по интересам, в форме соревнований, спортивных, подвижных игр, оздоровительных зарядок, развлекательных конкурсов и т.д.
Мною собраны и систематизированы материалы по спортивной деятельности: диагностические методики, тематические планы, разработки оздоровительных мероприятий.
Организую состязания, эстафеты, которые в свою очередь воспитывают инициативность, самостоятельность, взаимопомощь, дисциплинированность, чувство ответственности.
Во время подвижных игр - эстафет развивается мышление, качество быстроты, ловкости, подвижности, силы и т. д.
Во время игр и физических упражнений ребёнок сталкивается со своими сверстниками, с детским коллективом. Здесь он учится подчинять свои интересы интересам коллектива, учится помогать товарищам, общими усилиями добиваться поставленной цели.
В результате ребёнок становится раскрепощённым, общительным, дисциплинированным, правильно оценивает свои силы, начинает понимать, что в жизни он является маленькой частицей коллектива.
В школе проходят тренировочные занятия для детей по волейболу, баскетболу, футболу, легкой атлетике, настольному теннису.Воспитательное значение заключается в том, что занятия спортом формируют характер, закаляют волю ребенка, приучат его не боятся трудностей, а смело их преодолевать.
Таким образом, в процессе профилактики девиантного поведения средствами физической культуры и спорта совершенствуются знания, умения и навыки обучающихся с нарушением интеллекта, приобретаются навыки позитивного межличностного общения, перерастающие в сотрудничество и умение работать в коллективе, формируя такие качества как взаимопомощь, чувство ответственности, силу воли, выдержку, целеустремленность.