Пересказ как прием развития связной речи обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Зворыгина Елена Сергеевна, учитель, ГБОУ СО "Богдановичская школа-интернат", Богданович, Свердловская область

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей.

Один из приемов развития связной речи – обучение пересказу. Цель обучения пересказу – это формирование у обучающихся отчетливой и правильной устной речи.

Занятие по формированию пересказа имеет следующую типовую структуру:

  • вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи.
  • первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.
  • вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ.
  • подготовительная беседа (разбор произведения).
  • повторное чтение, суммирующее результаты разбора. Иногда перед ним уместна установка: "Вслушивайтесь, как я читаю".
  • пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).
  • пересказ (3-7 человек). Можно вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка).

Для обучения пересказу используются следующие приемы:

  • подробный или близкий к тексту пересказ;
  • выборочный пересказ;
  • краткий пересказ;
  • творческий пересказ по обозначенному началу рассказа;
  • творческий пересказ по обозначенному концу рассказа.

Подробный или близкий к тексту пересказ.

Этот вид пересказа используется в школе чаще других. Начинать обучение нужно с повествовательного текста, где есть ясный сюжет, затем дети учатся включать в рассказ элементы описания (зарисовки природы, внешности людей и описание предметов), элементы рассуждения. В ходе обучения пересказу необходимо обращаться к обучающимся с вопросом: " Как эта мысль выражена в тексте писателя?". Если в тексте есть диалог, то он предварительно прочитывается в лицах.

В подробном пересказе основная мысль должна выражаться в форме, предельно близкой к авторской. Обязательно проводится словарная работа, уточняется значение знакомых слов, дается определение новых, например, учитель просит детей объяснить значение новых слов, подобрать к ним слова близкие по значению.

Выборочный пересказ.

При выборочном пересказе обучающимся предлагается пересказать не весь текст целиком, а отдельные его части, например, пересказать встречу двух персонажей или пересказать только картину природы и т.д. Необходимо добиваться от детей, чтобы они выбирали из текста только основное содержание, главные события, в образе героев - главные детали, если есть диалог, то передавать его в косвенной форме. Для более точного пересказа используется словесный план, учитель читает части рассказа и предлагает детям на каждую часть сделать пункт плана.

Краткий пересказ.

Не рекомендуется использовать для сжатого пересказа описательные тексты. Работу по обучению краткому пересказу начинают с прочтения текста учителем, далее можно предложить прочитать текст одному или двум сильным ученикам вслух. Внимательно перечитывая текст, дети отмечают важное и основное. Нельзя допускать механического сокращения текста – простого пропуска некоторых абзацев, так как это приведет к нарушению логики изложения. Выделив основные мысли, следует обобщить их, связать воедино, чтобы затем пересказать главное "своими словами", но при этом сохранить стиль и выразительность. Проводится работа по делению текста на части, по которым в дальнейшем составляется словесный план. Учитель просит детей определить, сколько частей в рассказе, прочитывает часть и предлагает определить пункт плана.

Что бы дети лучше поняли суть краткого пересказа, учитель просит их кратко пересказать текст по плану, а потом читает изначальный вариант рассказа и предлагает детям сравнить их. Таким образом, обучающиеся делают вывод, что первый вариант рассказа подробный, а второй краткий, так как в нем рассказывается только самое главное.

Творческий пересказ по обозначенному началу рассказа.

При таком пересказе дается начало рассказа, а окончание предлагается придумать детям. Проводится словарная работа, предлагается объяснить значение новых слов или подобрать к ним близкие по значению. Работа над предполагаемым окончанием рассказа проводится по вопросам. После подобной работы проводится пересказа текста, дети читают начало рассказа, а затем самостоятельно продолжают рассказ до конца. Учитель при необходимости редактирует предложения детей.

Творческий пересказ по обозначенному концу рассказа.

Учитель читает рассказ, подводит детей к тому, что начало рассказа является неизвестным. Таким образом, готовит детей к тому, что они сами могут догадаться о том, что было в начале рассказа. Задаются вопросы по содержанию текста.

Далее детям предлагается составить план рассказа с помощью вопросов педагога, с помощью плана ученикам предлагается пересказать текст, учитель редактирует предложения в случае необходимости.

В результате проделанной работы над связной речью обучающиеся учатся правильно, логически и грамматически верно пересказывать различные тексты, уметь в зависимости от ситуации воспользоваться нужным видом пересказа.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить