Повышение социальной активности родителей посредством создания родительских клубов

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Гребенюк Ирина Александровна, педагог-психолог, руководитель СППС МБОУ "С(К)ОШ № 60", Челябинск, Челябинская область

Воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения - важнейшие функции института семьи, где дети получают первые уроки добра, долга, милосердия, патриотизма и гражданственности. Моральные нормы общества первоначально предстают перед ребенком воплощенными в образе жизни семьи и, даже не будучи осознанными, усваиваются как единственно возможный способ поведения.

Решение задач патриотического воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей. К современным подходам взаимодействия с семьей относятся отношение к родителям как партнерам и вовлечение их в жизнь школы.

Задача школы вовлечь родителей с помощью взаимодействия в процесс патриотического воспитания детей. Эту работу можно разделить на 2 блока: просветительский и практический.

Просветительский блок включает в себя комплекс мероприятий, направленных на повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания детей, консультирование по вопросам межличностного взаимодействия в семье.

Практический блок предусматривает актуализацию полученных знаний родителями в процессе включение родителей и детей в общее дело (участие в спектаклях, играх, проектах и др.).

На базе школы просветительский блок представлен посредством проекта "Школа эффективного родителя". Основная цель проекта - создание условий для приобретения родителями (законными представителями) опыта эффективного взаимодействия с ребенком и повышения их педагогической компетенции. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс возможно посредством разнообразия форм взаимодействия с ними, пробуждения интереса к жизни детей в школе и активизации участия самих родителей в различных мероприятиях школы.

Занятия данного блока систематизируют опыт педагогического взаимодействия с семьей в повышении ее воспитательного потенциала и способствуют активизации родительской общественности, содействуют налаживанию внутрисемейных отношений между детьми и родителями, позволяют возродить лучшие традиции семейного воспитания.

Разработке и внедрению цикла занятий Школы эффективного родителя предшествовало изучение запросов родителей и законных представителей обучающихся на консультативную помощь специалистов психолого-педагогической службы школы.

«Школа эффективного родителя» – это групповые формы работы родителей со специалистами службы сопровождения школы (педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог, тьютор).

В ходе реализации программы занятий применяются репродуктивные методы (сообщение полезной информации, беседы, демонстрации опыта воспитания, дидактические и деловые игры, упражнения, практические задания) и продуктивные методы, такие как проблемное изложение, метод мозгового штурма, частично поисковые методы, представление практического опыта одного из родителей.

В результате таких регулярных, продуктивных встреч и их практической значимости, самые активные родители объединились, организовали иной формат общения и в школе образовался родительский клуб «Вместе».

Такой вид взаимодействия имеет свои характеристики. Принципиальным отличием от привычного формата взаимодействия с родителями является самоуправление родителей в вопросах совместного принятия решений. Педагог выступает в роли вдохновителя и навигатора, при этом предоставление полномочий и ответственности за решения лежат на уровне личного действия родителей, где каждый использует собственный потенциал для достижения общественного блага.

В ежегодном планировании воспитательной работы школы указывается не менее 4 мероприятий от родительского клуба "Вместе", приуроченных к основным воспитательным событиям, таким как День знаний, День Матери, Новый год и другие.

Практический блок детско-родительской работы выстроен таким образом, чтобы укрепить отношения между родителями и ребенком. В процессе совместных мероприятий родители становятся более сензитивными к своим детям и учатся относиться к ним безоценочно, с пониманием, создавая атмосферу принятия, в которой ребенок может чувствовать себя в достаточной безопасности.

Практика показывает, что одним из путей вовлечения родителей в совместную деятельность является проектная деятельность.

Проектная деятельность способствует более тесному взаимодействию взрослых и детей, проявлению у родителей интереса к проблемам образовательного учреждения и становлению родителей, как активных участников жизни школычто позволяет более эффективному воспитанию гражданственности у детей.

Совместные детско-родительские проекты могут быть представлены по следующим направлениям: участие в подготовке и проведении общешкольных мероприятий и народных календарных праздников; оформление выставок детских работ и совместного творчества, фотовыставки; участие в создании музейных экспозиций и пр.

Таким образом, формирование патриотических чувств у детей проходит эффективнее, если школа устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления школьника с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить образовательная организация: любовь и привязанность, эмоционально-нравственная насыщенность отношений и др. Всё это в совокупности создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.

  • 00001
  • 00002

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить