Построение процесса обучения ОБЖ на интегрированной основе и роль интегрированных уроков ОБЖ с другими предметами

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Пазлиева Марина Александровна, учитель ОБЖ, зам.директора, ГБОУ СО "Каменск-Уральская школа", Каменск-Уральский, Свердловская область

Проблема межпредметных связей интересовала педагогов ещё в далёком прошлом. Ян Амос Коменский выступал за взаимосвязанное изучение грамматики и философии, философии и литературы, Джон Локк – истории и географии.

В России значение межпредметных связей обосновали В.Ф.Одоевский, К.Д.Ушинский и другие педагоги. В настоящее время, пожалуй, нет необходимости доказывать важность межпредметных связей в процессе преподавания. Тем более, что в условиях внедрения ФГОС современный этап развития науки характеризуется взаимопроникновением наук друг в друга. Связь между учебными предметами является, прежде всего, отражением объективно существующей связи между отдельными науками и связи наук с техникой, с практической деятельностью людей.

Межпредметные связи являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки обучающихся с ОВЗ, существенной особенностью которой является овладение ими обобщённым характером познавательной деятельности. Все разделы ОБЖ (ОБЗР) логически взаимосвязаны и взаимообусловлены не только между собой, но и с другими общеобразовательными предметами, таким образом можно сказать, что ОБЖ – самый интегрируемый предмет. А для детей с ОВЗ немаловажна такая интеграция, она несет в себе более конкретный смысл объясняемого материала.

Важное место в преподавании основ безопасности жизнедеятельности занимает интеграция с такими предметами как: природоведение, география, биология, физика, математика, литература, информатика, история. Например, богатый фактический материал для осуществления межпредметных связей даёт такой учебный предмет, как химия, например, при изучении раздела в 8 классе "Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения", а именно последствий этих аварий прибегаю к помощи учителя химии, который приводит примеры взаимодействия различных веществ и последствия результатов этих реакций на организм человека. Без интеграции с химией и биологией невозможно обойтись и при разборе разделов "Основы медицинских знаний и здорового образа жизни".

Одним из принципов обучения является принцип систематичности, последовательности и комплексности. Человек только тогда сможет успешно действовать в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, при выполнении сложных жизненных задач, когда его знания, навыки и умения, приобретаемые на занятиях по различным дисциплинам, взаимосвязаны и взаимообусловлены, представляют собой единый комплекс. Например, 5 кл., темы: "Погодные условия и безопасность человека", "Рациональное питание, гигиена питания" (природоведение – ОБЖ); 6кл., темы: "Ориентирование на местности. Определение своего местонахождения и направления движения на местности" (география, математика – ОБЖ), "Автономное пребывание человека в природной среде" (литература – ОБЖ), "Здоровый образ жизни и профилактика утомления" (биология – ОБЖ); 7 кл., раздел: "Чрезвычайные ситуации природного характера" (география, информатика – ОБЖ), "Лесные пожары" (математика – ОБЖ).

Исходя из темы работы, мною были определены следующие параметры.

Объект: учебный процесс.

Предмет: интегрированный урок ОБЖ.

Цель: Раскрыть сущность интеграции как одной из форм развивающего обучения школьников.

Задачи:

  1. Изучить научно-методическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме "Интегрированные уроки "ОБЖ +".
  2. Определить место интегрированного обучения в учебно-воспитательном процессе
  3. Разработать методический и наглядный материал по теме "Интегрированные уроки ОБЖ +".

Я считаю, что уроки ОБЖ могут и должны внести свой вклад в развитие естественно-научного образования учащихся, воспитание у них бережного отношения к природе и проблемам своего здоровья, а так же безопасной жизнедеятельности, формирование общепредметных умений в тех видах деятельности, которые являются общими с другими науками.

Биология. В качестве одного из уроков с параллельной интеграционной связью я хочу представить урок по теме "Первая медицинская помощь при ранениях". Отработка навыков оказания первой медицинской помощи в курсе ОБЖ начинается уже с 5 класса. В 8 классе в курсе биологии "Человек", в разделе "Человек и его здоровье", так же есть урок по этой теме.

География. Ролевая игра "Ориентирование на местности" (ОБЖ и география) наглядно демонстрирует обучающимся важность топографических знаний, умений ориентироваться, быть физически подготовленным в сложной жизненной ситуации спасти себя или другого человека, тем самым закрепляет знания, полученные на уроках географии.

В 2024 году обучающиеся 9 класса защитили на Окружной НПК "Мир вокруг нас для детей с ОВЗ проект " География и ОБЖ в профессиях", заняли 2 место.

  • 00001
  • 00002

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить