Применение современных методов и технологий обучения на уроках ОСЖ

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Тимончук Любовь Станиславовна, учитель, ГБОУ СО "Богдановичская школа-интернат", Богданович, Свердловская область

 Современные условия развития специального образования обусловливают использование инновационных технологий по созданию коррекционной и развивающей среды на уроках ОСЖ, основанных на современных достижениях специальной педагогики и психологии.

Эффективные технологии на уроках ОСЖ могут быть использованы в процессе проведения всех видов занятий. Это позволяет учителю изменить методику своей работы, внедрять творческие инновационные подходы, изменяя психологию взаимоотношений на уровне «учитель — обучающийся» с особыми образовательными потребностями. Соответственно изменились и формы организации учебных занятий: происходит переход от урочной к индивидуальной системе работы, формированию групп, проводящих самостоятельные исследования на доступном уровне.

Практика работы показывает, что наиболее эффективными с точки зрения коррекционной направленности являются элементы проблемного обучения и технология моделирования реальных ситуаций. Проблемное обучение — это тип развивающего обучения, в котором сочетается самостоятельная поисковая деятельность обучающихся с усвоением готовых выводов. Важно понять, что интерес новизны возникает только там, где новое может опираться на имеющийся опыт.

Главное условие возникновения проблемной ситуации — это видение учителем новой проблемы в зоне ближайшего развития обучающегося с ОВЗ, чтобы ее решение опиралось на известные ему знания, способы мышления и методы решения. Чтобы проблемная ситуация порождала процесс мышления, поиск путей ее решения должен быть посилен на данном этапе, обучающиеся должны быть подготовлены к необходимой деятельности.

Последовательность создания проблемной ситуации:

  • подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его решения;
  • толкнуть противоречия в практической деятельности;
  • изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  • предложить обучающимся рассмотреть проблему с различных позиций;
  • побуждать школьников делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, составлять факты;
  • ставить конкретные вопросы, направленные на обобщения, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения;
  • предложить проблемные теоретические и практические задания;
  • поставить проблемные задачи (например, с недостаточными, избыточными или заведомо ошибочными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с ограниченным временем решения).

Таким образом, в результате осуществления проблемного подхода обучающиеся с ОВЗ приобретают новые знания, устанавливают новые связи между известными и неизвестными фактами и понятиями.

А также в организации обучения обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья широко используется технология моделирования реальных ситуаций. Моделирование реальных ситуаций — это воссоздание тех или иных условий, обстоятельств, а вместе с ними — отношений, обстановки, положений. Разыгрывая и разбирая различные реальные ситуации на уроках, обучающиеся расширяют свой социальный опыт, приобретают определенные знания и умения, а, следовательно, расширяют свои знания в различных сферах жизни и быта людей, накапливают практический опыт их использования. Моделирование реальных ситуаций особенно продуктивно на уроках ОСЖ.

По каждой учебной теме может быть подобрано большое количество сюжетов в соответствии с содержанием программы. Моделирование реальных ситуаций, конкретные модели предлагаемые обучающимися, должны различаться не только содержанием, но и степенью сложности.

Можно выделить ситуации трех степеней сложности:

  1. Ситуации с участием двух человек, выполняющих одно, два простых действия, почти без реплик.
  2. Ситуация, в которой участвуют несколько человек, выполняющих несколько действий и произносящих реплики.
  3. Ситуации с выбором решения, в которой участвуют несколько человек, произносящих реплики и выполняющих действия.

Моделирование реальных ситуаций дает большой положительный эффект в том случае, если их разыгрыванию будет предшествовать достаточная подготовительная работа, а затем со стороны учителя будет осуществлено руководство игрой. Использование технологии моделирования реальных ситуаций в процессе учебной деятельности позволило нам определить последовательность обучения. она может быть следующей:

  1. Предварительное разучивание с учителем всех ролей.
  2. Предварительное разучивание отдельных ролей.
  3. Игра идет без предварительного разучивания ролей.
  4. Самостоятельное разыгрывание обучающимися ситуаций на заданную тему. Учитель помогает в случае необходимости.

Таким образом, при применении данной технологии происходить накопление социального опыта у обучающихся с особыми образовательными потребностями, строятся отношения с другими людьми, приобретаются навыки культуры общения.

Литература

  1. Бейсенбаев, А. А. Мендыгалиев Г. К. Теоретические основы интеграции науки и практики в инновационных типах школ. Алматы, 1999
  2. Таубаева, Ш. Т. Лактионова С. Н. Педагогическая инноватика как теория и практика нововведений в системе образования. Алматы, 2001. НИЦ "Гылым".

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить