Тимончук Любовь Станиславовна, учитель, ГБОУ СО "Богдановичская школа-интернат", Богданович, Свердловская область
Современные условия развития специального образования обусловливают использование инновационных технологий по созданию коррекционной и развивающей среды на уроках ОСЖ, основанных на современных достижениях специальной педагогики и психологии.
Эффективные технологии на уроках ОСЖ могут быть использованы в процессе проведения всех видов занятий. Это позволяет учителю изменить методику своей работы, внедрять творческие инновационные подходы, изменяя психологию взаимоотношений на уровне «учитель — обучающийся» с особыми образовательными потребностями. Соответственно изменились и формы организации учебных занятий: происходит переход от урочной к индивидуальной системе работы, формированию групп, проводящих самостоятельные исследования на доступном уровне.
Практика работы показывает, что наиболее эффективными с точки зрения коррекционной направленности являются элементы проблемного обучения и технология моделирования реальных ситуаций. Проблемное обучение — это тип развивающего обучения, в котором сочетается самостоятельная поисковая деятельность обучающихся с усвоением готовых выводов. Важно понять, что интерес новизны возникает только там, где новое может опираться на имеющийся опыт.
Главное условие возникновения проблемной ситуации — это видение учителем новой проблемы в зоне ближайшего развития обучающегося с ОВЗ, чтобы ее решение опиралось на известные ему знания, способы мышления и методы решения. Чтобы проблемная ситуация порождала процесс мышления, поиск путей ее решения должен быть посилен на данном этапе, обучающиеся должны быть подготовлены к необходимой деятельности.
Последовательность создания проблемной ситуации:
- подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его решения;
- толкнуть противоречия в практической деятельности;
- изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- предложить обучающимся рассмотреть проблему с различных позиций;
- побуждать школьников делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, составлять факты;
- ставить конкретные вопросы, направленные на обобщения, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения;
- предложить проблемные теоретические и практические задания;
- поставить проблемные задачи (например, с недостаточными, избыточными или заведомо ошибочными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с ограниченным временем решения).
Таким образом, в результате осуществления проблемного подхода обучающиеся с ОВЗ приобретают новые знания, устанавливают новые связи между известными и неизвестными фактами и понятиями.
А также в организации обучения обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья широко используется технология моделирования реальных ситуаций. Моделирование реальных ситуаций — это воссоздание тех или иных условий, обстоятельств, а вместе с ними — отношений, обстановки, положений. Разыгрывая и разбирая различные реальные ситуации на уроках, обучающиеся расширяют свой социальный опыт, приобретают определенные знания и умения, а, следовательно, расширяют свои знания в различных сферах жизни и быта людей, накапливают практический опыт их использования. Моделирование реальных ситуаций особенно продуктивно на уроках ОСЖ.
По каждой учебной теме может быть подобрано большое количество сюжетов в соответствии с содержанием программы. Моделирование реальных ситуаций, конкретные модели предлагаемые обучающимися, должны различаться не только содержанием, но и степенью сложности.
Можно выделить ситуации трех степеней сложности:
- Ситуации с участием двух человек, выполняющих одно, два простых действия, почти без реплик.
- Ситуация, в которой участвуют несколько человек, выполняющих несколько действий и произносящих реплики.
- Ситуации с выбором решения, в которой участвуют несколько человек, произносящих реплики и выполняющих действия.
Моделирование реальных ситуаций дает большой положительный эффект в том случае, если их разыгрыванию будет предшествовать достаточная подготовительная работа, а затем со стороны учителя будет осуществлено руководство игрой. Использование технологии моделирования реальных ситуаций в процессе учебной деятельности позволило нам определить последовательность обучения. она может быть следующей:
- Предварительное разучивание с учителем всех ролей.
- Предварительное разучивание отдельных ролей.
- Игра идет без предварительного разучивания ролей.
- Самостоятельное разыгрывание обучающимися ситуаций на заданную тему. Учитель помогает в случае необходимости.
Таким образом, при применении данной технологии происходить накопление социального опыта у обучающихся с особыми образовательными потребностями, строятся отношения с другими людьми, приобретаются навыки культуры общения.
Литература
- Бейсенбаев, А. А. Мендыгалиев Г. К. Теоретические основы интеграции науки и практики в инновационных типах школ. Алматы, 1999
- Таубаева, Ш. Т. Лактионова С. Н. Педагогическая инноватика как теория и практика нововведений в системе образования. Алматы, 2001. НИЦ "Гылым".