Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в условиях школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Беляева Светлана Васильевна, учитель начальных классов, КОУ НВШООВЗ, Нижневартовск, ХМАО

Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации. В настоящее время как отечественными, так и зарубежными исследователями отмечается неуклонный рост числа детей с расстройствами аутистического спектра (далее - РАС).

В КОУ Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Нижневартовской школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №2» обучаются дети с РАС. Эта ситуация требует создания в образовательном пространстве таких условий, которые будут соответствовать образовательным потребностям данной категории обучающихся. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и современные исследования в вопросах обучения детей с РАС Е.Р Баенская, Л. М. Беткер, О.Н. Козырев, помогли скоординировать действия участников образовательных отношений в решении вопросов создания условий для обеспечения качества образовательного процесса.

Для преодоления трудностей в освоении адаптированных основных общеобразовательных программам (далее - АООП), социальной адаптации и социализации обучающихся с РАС осуществляется их психолого-педагогическое сопровождение.

Целью психолого-педагогического сопровождения является создание условий для развития и реализации внутреннего потенциала обучающегося с РАС, оказание системной комплексной психолого-педагогической помощи в процессе интеграции в образовательную и социокультурную среду, в освоении адаптированной основной образовательной программы основного общего образования.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС осуществляют психолог, логопед, классный руководитель, учитель-предметник.

Деятельность специалистов службы психолого-педагогического сопровождения основывается на следующих принципах: соблюдения интересов ребенка (вся деятельность междисциплинарной команды должна быть центрирована на ребенке и в интересах ребенка); системности (обеспечивает системный комплексный подход специалистов различного профиля, а также родителей, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребенка); вариативности (предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные особенности в психическом и (или) физическом развитии).

В основу психолого-педагогического сопровождения обучающихся с РАС заложен системно-деятельностный подход, осуществление которого предполагает: вариативность и индивидуализацию содержания коррекционно-развивающей работы в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка с РАС; признание того, что развитие личности обучающихся с РАС зависит от характера организации доступной им познавательной, речевой, предметно-практической и учебной деятельности; обеспечение условий для личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение академических результатов, но и жизненных компетенций, составляющих основу социальной успешности.

Алгоритм действий по обеспечению психолого-педагогического сопровождения включает:

  1. Знакомство с ребенком и его родителями до начала учебного года. Это необходимо для предварительного установления контакта, знакомства ребенка с учителями, пространством школы, класса, а также для сбора первичной информации о ребенке.
  2. Организация сопровождения тьютора в адаптационный период.
  3. Проведение обследования ребенка с РАС. Обследование совпадает по времени с адаптационным периодом. В этот период времени учителем и специалистами сопровождения осуществляется оценка особенностей ребенка и уровня его развития. Оценка осуществляется в ходе учебного процесса, режимных моментов (перемена, завтрак), внеурочной деятельности (например, на занятиях педагога-психолога).
  4. Проведение психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк). Несмотря на то, что основные условия обучения детей с РАС прописывает ПМПК, определение индивидуальных условий для конкретного ребенка, а также постановка конкретных целей – функция школьного консилиума. Все решения по обучению и сопровождению ребенка с РАС принимаются коллегиально на определенный срок (обычно до конца полугодия) с прописанной ответственностью каждого участника междисциплинарной команды.

На первом ПМПк школы, который обычно проходит в начале октября, междисциплинарная команда на основании результатов комплексной диагностики и совместного осуждения определяет:

  • основные особенности ребенка, препятствующие успешному освоению ФАООП, развитию и социальной адаптации;
  • специальные условия обучения. Уточнение условий осуществляется на основании индивидуальных особенностей по результатам комплексного обследования и анкетирования родителей. Специальные условия включают: наличие специалистов сопровождения, адаптацию среды, учебного материала и т.д.;
  • содержание, методы и формы комплексного психолого-педагогического сопровождения ребенка и его семьи;
  • направления и цели коррекционно-развивающей работы, обучения и воспитания ребенка;
  1. Разработка индивидуальной коррекционной программы (программы психолого-педагогического сопровождения), дорабатывается и утверждается адаптированная программа для обучающегося с РАС, включающая коррекционно-развивающую область.
  2. Ознакомление родителей с индивидуальной коррекционной программой. Учитель и специалисты информирует родителей о планируемой работе с ребенком и включают их в процесс коррекционной работы.
  3. Проведение динамического ПМПк (обычно в середине учебного года) для анализа результатов работы специалистов в русле поставленных целей, при необходимости осуществляется корректировка целей или специальных условий, а также объема помощи, направлений и форм работы.
  4. Проведение итогового заседания ПМПк (проходит в конце учебного года), на котором осуществляется комплексная оценка динамики в развитии ребенка и освоении им ФАООП, эффективность индивидуальной коррекционной программы. Осуществляется планирование образовательной деятельности обучающегося с РАС в следующем учебном году.

Таким образом, целью психолого-педагогического сопровождения является создание социально-психологических условий для развития личности учащихся с РАС и их успешного обучения. Сопровождение основывается на системно-деятельностном подходе с учетом принципов соблюдения интересов ребенка, системности и вариативности. Алгоритм действий по обеспечению психолого-педагогического сопровождения включает: знакомство с ребенком и его родителями до начала учебного года; организация сопровождения тьютора в адаптационный период; проведение обследования ребенка с РАС и психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк), разработка индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения, проведение динамического обследование и внесение корректировок в программу сопровождения, контрольное диагностирование и определение дальнейшего маршрута сопровождения.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить