Пути повышения качества образования на уроках математики в коррекционной школе

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Данская Людмила Викторовна, учитель, КОУ НВШООВЗ № 2, Нижневартовск, ХМАО

"Единственный путь, ведущий к знанию - деятельность", - Бернард Шоу

Повышение качества образования - одна из главных задач, стоящих сегодня перед современной школой в условиях модернизации Российского образования.

Качество образования – это степень удовлетворенности ожиданий различных участников образовательного процесса: учащихся и их семей, администрации школы, остальных членов педагогического коллектива, внешних организаций, с которыми сотрудничает образовательное учреждение для достижения результата.

Качество образования – это востребованность полученных знаний в конкретных условиях и местах их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни выпускника.

Качество образования, которое включает в себя обучение и воспитание школьников, представляет собой систему показателей знаний, умений и навыков, а также норм ценностно-эмоционального отношения к миру и друг другу. Такой подход ориентирует на оценку деятельности школы по конечным результатам, среди которых следует выделить основные показатели эффективности деятельности школы:

  • уровень обученности обучающихся;
  • уровень выполнения стандартов образования;
  • готовность учеников к продолжению образования;
  • уровень воспитанности обучающихся;
  • состояние здоровья детей;
  • уровень социальной адаптации выпускников к жизни в обществе.

Все перечисленные параметры взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Но показатель качества обученности обучающихся был и остается первым и основным при оценке эффективности деятельности школы на сегодняшний день.

 Повышение качества образования должно осуществляться не за счет дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение образовательных технологий, ориентированных не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование комплекса личностных качеств обучаемых.

 Одним из способов повышения качества знаний обучающихся является качественная организация учебного процесса. Вовремя начатый урок, организация пространства класса, чёткая организация этапов урока, взаимодействие между учителем и обучающимися, реакция учителя на те или иные поступки обучающихся, подбор учебного материала и способы его подачи, использование современных методик и технологий обучения, использование наглядности и электронных образовательных ресурсов – всё это влияет на образовательный результат деятельности обучающихся.

В нашей школе имеются все условия для того, чтобы качество образования обучающихся было на должном уровне.

  1. Педагоги систематически проходят повышение квалификации или профессиональную переподготовку.
  2. С целью обеспечения освоения детьми образовательной программы, работают учителя – логопеды, педагоги – психологи, дефектологи.
  3. Материально-техническая база школы также приведена в соответствие с задачами по обеспечению реализации образовательной программы и способствует повышению качества образования.

Таким образом, в школе созданы достаточные условия для повышения качества образования каждого ученика. Какие же существуют и используются пути повышения качества образования на уроках математики?

Во-первых, необходимо вызвать интерес к изучаемому предмету, содержание учебного материала должно быть таким, чтобы школьники умели выходить за рамки образца.

Математические знания и умения необходимы для повседневной жизни обучающихся, будущей профессиональной деятельности; развития логического мышления, пространственного воображения и других качеств мышления; создания условий для социальной адаптации учащихся.

Главное – создать положительную мотивацию. Работая над формированием положительной мотивации учения, были поставлены следующие задачи: организовать учебную деятельность так, чтобы ученик занимал активное место в учении и чувствовал себя ведущим в познавательном процессе; активизировать познавательную деятельность во время уроков, проследить, какие при этом произойдут изменения в структуре мотивации.

Таким образом, в организации учебной деятельности можно использовать следующие методы, формы и приемы:

  • Четко ставить цели, четко их требовать. Ученик с первого дня обучения должен видеть свое продвижение вперед.
  • Использование игровых ситуаций и других элементов занимательности.
  • Ситуация успеха. Использование разнообразных видов стимуляции: похвала, моральное поощрение, опережающее поощрение. Очень важно хвалить ребенка. Причем хвалить не за те успехи, которые достаются ребенку легко, а те, которые трудны и полностью зависят от тех усилий, которые затратит ребенок на их выполнение. Хвалить ребенка нужно за его старание, даже если он не добился чего-то особенного. Маленькие успехи в учении вдохновляют учащихся на новые успехи.
  • Использование современных методов обучения (проблемное обучение, развивающие методы). 
  • Разнообразные совместные занятия детей и родителей. Например, совместные внеклассные занятия по предмету.
  • Использование компьютерных технологий.

Можно сделать следующие выводы: мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности в работе с детьми ОВЗ; через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития; через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов. А использование современных приёмов – помогают ускорить этот процесс.

Во-вторых, осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к каждому ученику.

В-третьих, строгий контроль знаний.

Постоянная проверка приучает обучающихся систематически работать, отчитываться перед классом за качество приобретённых знаний и умений. У обучающихся вырабатывается чувство ответственности, стремление добиваться лучших результатов. Результаты обучения должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.

Качественный контроль учебных достижений, регулярное своевременное доведение до обучающихся критериев оценки их деятельности. Для формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности важно, чтобы главным образом в оценке работы ученика был качественный анализ этой работы.

Причины снижения качества знаний зависят от ученика, учителя и контроля родителей. А также среди таких причин можно назвать следующие:

  • преобладание пассивных форм обучения (фронтальная, коллективная работа) над активными формами обучения (проектная, исследовательская деятельность, дискуссии, системно-деятельностный подход);
  • отсутствие единства требований к ответам ученика;
  • слабое владение знаниями особенностей возрастной психологии ребенка;
  • отсутствие у учеников видения перспективы применения своих знаний;
  • отсутствие мотивации к обучению;
  • пропуски занятий, как по болезни, так и без уважительных причин.

Т.о., Качество образования “задает” качество жизни человека и общества. И наша задача - искать пути повышения качества образования, ведь качество образования это – итог деятельности школы, то есть нашей работы.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить