Самойлова Тамара Николаевна, учитель, ГБОУ СО "Ачитская школа-интернат", Ачит, Свердловская область
Коррекционная педагогика занимает особое место в системе образования, обеспечивая поддержку и помощь детям с особыми образовательными потребностями. Одной из категорий таких детей являются учащиеся с умеренными и тяжелыми формами умственной отсталости. Разработка и внедрение развивающих пособий для индивидуальных занятий с этими детьми играет ключевую роль в их общем развитии и социальной адаптации. В данной статье я хочу поделитьсяособенностями создания и использования таких пособий, а также их влияние на коррекционный процесс.
Дети с умеренно и тяжело выраженной умственной отсталостью характеризуются значительным отставанием в развитии когнитивных функций, таких как восприятие, память, мышление и речь. Нарушения в восприятии проявляются в виде фрагментарности образов, трудностей с концентрацией внимания и неспособности воспринимать целостные картины мира. Память у таких детей отличается низким уровнем продуктивности, особенно когда дело касается запоминания абстрактной информации. Мышление часто остается конкретным, без склонности к обобщениям и установлению причинно-следственных связей. Речевое развитие может быть настолько замедленным, что понимание устной и письменной информации становится крайне сложным.
Развивающие пособия являются неотъемлемой частью индивидуального коррекционного процесса. Они помогают активизировать и развивать психические процессы у детей с умеренным и тяжелым уровнем умственной отсталости. Основные цели использования таких пособий включают:
- Стимулирование сенсорного восприятия;
- Развитие мелкой моторики и координации движений;
- Формирование базовых мыслительных операций;
- Улучшение памяти и внимания;
- Обучение основам коммуникации и социального взаимодействия.
Примеры развивающих пособий и их применение на индивидуальных занятиях:
Тактильные панели и мозаики: Эти пособия разработаны для развития тактильного и зрительного восприятия. Сенсорные панели состоят из различных текстильных и прочих материалов, которые дети изучают, прикасаясь к ним руками. Мозаики позволяют создавать узоры и фигуры, что способствует развитию пространственного воображения и мелкой моторики.
Кубики и пирамиды: Кубики с изображениями и пирамидки помогают детям освоить базовые понятия о размерах, цветах и формах предметов. Собирая пирамидки и кубики, дети развивают координацию движений и концентрацию внимания.
Пазлы и рамки-вкладыши: Простые пазлы и рамочные вкладыши помогают детям развивать логическое мышление и мелкую моторику. Постепенное увеличение сложности заданий способствует развитию навыков анализа и синтеза.
Карточки с картинками и словами: Карточки, содержащие изображения и соответствующие им слова, помогают детям расширять словарный запас и улучшать понимание речи. На своих занятиях я использую эти карточки для проведения ассоциативных игр и развития речевых навыков.
Шумовые инструменты стимулируют слуховое восприятие и развивают чувство ритма и времени. Звуковые пособия, такие как записи звуков природы или голосов животных, помогают обучающимся узнавать и различать звуки окружающей среды.
При использовании развивающих пособий на индивидуальных коррекционных занятиях педагог-психолог должен руководствоваться следующими принципами:
- Индивидуальный подход: Подбор пособий осуществляется с учетом уровня развития конкретного ребенка, его интересов и потребностей.
- Постепенность: Задания предлагаются в порядке возрастающей сложности, чтобы обеспечить постепенное развитие навыков.
- Регулярность: Постоянное использование пособий на занятиях способствует закреплению полученных знаний и навыков.
- Наглядность: Применение наглядных материалов облегчает восприятие информации и делает учебный процесс более интересным и увлекательным.
- Поддержка и похвала: Важным элементом работы является моральная поддержка и поощрение успехов ребенка, что повышает его мотивацию и уверенность в себе.
Развивающие пособия играют важную роль в индивидуальной коррекционно-развивающей работе с обучающимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Правильный подбор и использование таких пособий способствуют улучшению восприятия, памяти, мышления и речи, а также повышают общую активность и заинтересованность детей в учебном процессе. Комплексный подход, сочетающий индивидуальные занятия с использованием развивающих материалов, позволяет добиваться значительных результатов в обучении и социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями.