Сташкина Мария Сергеевна, учитель, ГБОУ СО "Ачитская школа-интернат", Ачит, Свердловская область
Высшими психическими функциями называют процессы мышления, памяти, внимания, планирования и контроля над поведением. Эти функции начинают формироваться в раннем возрасте и продолжают развиваться на протяжении всей жизни. Однако у детей с интеллектуальной недостаточностью развитие этих функций замедляется или нарушается. В своей практике я постоянно ищу новые подходы и методы, которые помогут моим ученикам лучше развиваться и совершенствоваться.
Именно нейроигры позволяют целенаправленно влиять на развитие высших психических функций, создавая условия для стимуляции мозговой активности. Нейроигры представляют собой компьютерные программы, которые предназначены для тренировки когнитивных навыков. Они используют игровую механику, чтобы привлекать внимание детей и удерживать их на занятии. В ходе игры дети решают задачи, которые постепенно усложняются, что стимулирует развитие высших психических функций. Например, игры могут требовать запоминания последовательности чисел, нахождения различий между объектами или выбора правильного ответа из нескольких вариантов.
В работе использую различные нейроигры, которые разработаны специально для детей с интеллектуальными нарушениями. Некоторые из них направлены на развитие конкретной функции, например, памяти или внимания. Другие охватывают сразу несколько областей, что помогает равномерно развивать весь спектр высших психических функций. Вот несколько примеров:
1) «Запоминание животных»
Это игра, в которой дети видят животных на экране и должны запомнить их последовательность. После появления животного исчезает, и дети должны назвать его по памяти. Такая игра отлично тренирует кратковременную память и внимание.
2) «Выбор цветов»
В этой игре детям показывают две фигуры разного цвета, и они должны выбрать тот же цвет, что и предыдущий. Это упражнение помогает развивать способность к концентрации и контролю над действиями
3) «Поиск одинаковых картинок».
Здесь дети видят набор картинок, среди которых спрятаны одинаковые изображения. Задача — найти пары. Это тренирует пространственное восприятие и умение сравнивать объекты.
4) Игра «Степень восприятия цвета»
Учащиеся наблюдают за изменением цвета экрана и пытаются угадать, когда произойдет смена оттенка. Эта задача тренирует внимание и реакцию на изменение окружающей среды.
Нейроигры дают детям возможность развивать высшие психические функции в доступной и интересной форме. Мы видим, как они становятся более сосредоточенными и внимательными. У детей улучшается память и способность планировать свои действия. Родители также отмечают положительные изменения в домашней обстановке, что свидетельствует о переносе навыков в реальную жизнь.
Применение нейроигр на занятиях у обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью помогает эффективно тренировать высшие психические функции. Эти игры привлекают внимание детей, делая занятия более привлекательными и продуктивными. Мы уверены, что использование таких технологий способствует развитию детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, позволяя им лучше адаптироваться к современной жизни.