Тетюева Любовь Михайловна, учитель, ГБОУ СО "Ачитская школа-интернат", Ачит, Свердловская область
Познавательный интерес является важным компонентом образовательного процесса, особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья, такими как нарушение интеллекта. Он стимулирует желание узнавать новое, исследовать окружающий мир и активно участвовать в учебной деятельности. В условиях коррекционной школы развитие познавательного интереса на уроках русского языка и чтения приобретает особое значение, так как способствует не только академическому прогрессу, но и социальной адаптации детей.
Основная цель моей работы как учителя в коррекционной школе - создать условия для максимального раскрытия потенциала каждого ребёнка, несмотря на имеющиеся ограничения. Среди задач, связанных с развитием познавательного интереса, можно выделить следующие:
- Привлечение внимания детей к учебному процессу.
- Стимулирование желания изучать новый материал.
- Развитие коммуникативных навыков и активного взаимодействия с учителем и сверстниками.
- Формирование положительной мотивации к учебе.
Для достижения указанных целей и задач использую различные методы и приемы, которые учитывают особенности детей с нарушением интеллекта.
- Игровая деятельность
Игра — это естественная форма активности для детей, поэтому включение игровых элементов в уроки чтения и русского языка значительно повышает интерес к занятиям. Примером может служить игра "Собери слово", где дети собирают буквы в слова, или "Кто быстрее?", где учащиеся соревнуются в скорости чтения коротких предложений.
- Наглядные материалы
Использование наглядных пособий, таких как картинки, схемы, таблицы, помогает детям лучше воспринимать и запоминать учебный материал. Например, при изучении частей речи можно использовать карточки с изображениями предметов, которые соответствуют различным грамматическим категориям.
- Практические задания
Практические упражнения, такие как составление предложений, заполнение пропусков в тексте, переписывание слов и фраз, помогают детям закреплять полученные знания и развивать навыки письма и чтения. Важно, чтобы задания были доступными и соответствовали уровню подготовки каждого ученика.
- Чтение вслух и обсуждение
Чтение текстов вслух с последующим обсуждением помогает развивать речь и мышление детей. Учитель может задавать вопросы, стимулируя активное участие учеников в беседе. Например: "Что случилось дальше?", "Почему герой поступил так?", "Как бы ты поступил на его месте?"
- Проекты и творческие работы
Выполнение групповых или индивидуальных проектов, таких как создание коллажей, рисунков, стенгазет, связанных с темой урока, способствует развитию творчества и инициативности. Это также помогает детям видеть результат своей работы и испытывать удовлетворение от достигнутого.
- Интеграция с другими предметами
Связь уроков чтения и русского языка с другими дисциплинами, такими как история, природоведение, география расширяет кругозор детей и делает учебные материалы более интересными и актуальными. Например, изучение биографии писателя может сопровождаться чтением его произведений.
- Положительное подкрепление
Из опыта работы знаю, что похвала, поощрение и признание успехов детей играют важную роль в поддержании их интереса к учебе. Отмечаю даже самые маленькие достижения, чтобы поддерживать мотивацию и уверенность в собственных силах.
Развитие познавательного интереса у детей с нарушением интеллекта на уроках чтения и русского языка требует комплексного подхода, включающего использование разнообразных методов и приемов. Игра, наглядность, практические задания, чтение вслух, проекты и интеграция с другими предметами - все это помогает привлечь внимание детей, стимулировать их желание учиться и достигать новых успехов. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и подход к нему должен быть индивидуальным, учитывающим его способности и потребности.