Шубина Наталья Анатольевна, учитель, ГБОУ СО "Ачитская школа-интернат", Ачит, Свердловская область
Профессиональное ориентирование и профориентация — важные аспекты образовательной программы для детей с нарушениями интеллекта. Уроки поварского дела в коррекционной школе являются важными составляющими образовательного процесса, направляющими детей с нарушениями интеллекта на профессиональную деятельность. Данные уроки помогают детям осознать свои интересы и склонности, а также подготовиться к трудовой деятельности.
Основная цель уроков поварского дела заключается в формировании у учащихся навыков работы с едой, ознакомлении с профессией и подготовке к возможному трудоустройству. Дети учатся готовить блюда, соблюдать правила гигиены и работать в команде.
Основными задачами в обучения по поварскому делу являются:
- Изучать индивидуальные особенности личности учащегося с целью осуществления профилактики девиантного поведения.
- Развивать профессионально-трудовые возможности учащихся и оказывать содействие их развитию. Готовить учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, оказывать содействие процессу профессионального и личностного самоопределения.
- Вовлекать семьи в профессиональное становление обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Для успешного проведения уроков поварского дела используют различные методы и приёмы, направленные на привлечение внимания и поддержание интереса к работе.
Особенно важное место занимают интерактивные методы обучения, такие как совместное выполнение задач и участие в конкурсах.
Большое значение для успешного закрепления приобретаемых в школе знаний и умений имеет поддержка и участие семьи в профессиональном становлении обучающегося. Зная особенности каждого ребенка, осуществляю индивидуальный и дифференцированный подход, вовлекаю родителей (законных представителей) в развитие профессиональных навыков детей.
На уроках поварского дела, я создаю атмосферу сотрудничества и активного включения всех обучающихся в деятельность.
Уроки поварского дела играют важную роль в подготовке детей с умственным отсталостью при формировании у учащихся профессиональных навыков и интересов, что способствует успешной адаптации в обществе. Эти уроки способствуют развитию профориентации, а также помогают детям осознать свой профессиональный выбор и подготовить их к успешным социальным позициям.