Котомкина Людмила Ивановна, учитель технологии, МБОУ СКЛШИ ЧГО, Чайковский, Пермский край
Высокий рост уровня производительности труда, неуклонное сокращение несложных видов работ на производстве, переход предприятий на новые технологии создают дополнительные трудности в получении профессии и трудоустройстве лиц с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями).
К тому же, профессия в настоящее время всё больше рассматривается как средство для достижения жизненного успеха, нахождения своего места в обществе. Адекватное профессиональное самоопределение – это основное условие для достижения успеха в профессиональной деятельности. Но обучающиеся с умственной отсталостью, как правило, не могут самостоятельно объективно оценить свои возможности. Тем более, адекватно оценить свои профессиональные возможности не могут обучающиеся по АООП УО (2 варианта).
Их знания о профессиях ограничены, они не имеют достаточно чётких, конкретных представлений о тех отраслях, в которых могли бы трудиться. Им не известны сведения о разновидностях профессий и их особенностях. Многие учащиеся не проявляют устойчивого интереса к изучаемой профессии, у некоторых явно завышены самооценка и уровень притязаний. Они претендуют даже на профессии, связанные с интеллектуальным трудом. Вследствие этого, профессиональные намерения обучающихся с интеллектуальными нарушениями расходятся с их возможностями овладения профессией.
У обучающихся коррекционной школы к 7-9 классу достаточно хорошо сформированы трудовые навыки по профильному труду. Представления о выбираемой профессии в этот период, как правило, носят практическую направленность, это так же связано с изучаемым трудовым профилем в школе. Однако при этом многие учащиеся отдают предпочтение недоступным для них профессиям и специальностям.
Трудности при формировании адекватного профессионального самоопределения у обучающихся с умственной отсталостью еще и в том, что нет готовых, адаптированных программ, инструментов и практик для обучающихся по АООП УО (2 вариант).
Выпускники СКОУ, в большинстве своем, понимают необходимость труда, выражают желание трудиться и стать полезными членами общества, но не имеют достаточных знаний о профессиях, в которых могли бы быть успешными, и не имеют сформированных умений и навыков по этим специальностям.
В свете современных требований по реализации профориентационного минимума для детей с ОВЗ и инвалидностью деятельность СКОУ направлена на решение таких задач как:
- включение в профориентационную работу программ, предусматривающих поддержку обучающихся с прогнозируемыми затруднениями трудоустройства;
- обеспечение социального партнерства между сторонами участвующими в профориентационной работе.
Для обогащения адаптированными инструментами и практиками школьную модель профориентации обучающихсяпо АООП УО (2 варианта) был создан педагогический проект. Цель проекта: создание комплексной, адаптированной программы по профориентации на профессии швейного производства для обучающихся по предмету профильный труд «Швейное дело» 8-9 класса АООП УО (2 вариант) в условиях СКОУ.
Данная программа профессиональной ориентации является комплексной по содержанию, т. к. её реализация проходит как во время урочной, так и во время внеурочной деятельности. Профориентационная работа направлена на знакомство с такими профессиями швейного производства как «Портной», «Вышивальщица», «Специалист по рециклингу одежды», «Оператор швейного оборудования», «Раскройщик», «Утюжильщик», «Настиловщик», «Наладчик швейного оборудования», «Обмеловщик», «Контролер ткани». Через профессиональные пробы у учащихся формируются понятия о содержании труда на практическом материале.
Помимо профессиональных проб используются такие формы и методы профориентационной работы как: профориентационные уроки, конкурсы, выставки декоративно-прикладного творчества, экскурсии, мастер-классы. Запланированы встречи с представителями профессий, учреждений профессионального образования, психологом – профконсультантом Центра Занятости Населения. А также просмотр видеороликово профессиях, беседы, консультации, проблемно-игровые ситуации.
Ожидаемые результаты проекта:
- 1) в образовательном учреждении появится новый ресурс по профориентации для реализации «Профминимума для детей с ОВЗ и инвалидов»;
- 2) частичное обновление оборудования в швейной мастерской для более качественного обучения профессиям швейного производства;
- 3) упрочится сетевое взаимодействие с учреждениями профессионального образования,
- 4) добавятся новые социальные партнеры.
По результатам проекта учитель профильного труда «Швейное дело» будет иметь методический, адаптированный материал по профориентации на профессии швейного производства; сможет обобщить и презентовать опыт работы.
В результате применения комплексной, адаптированной профориентационной программы для обучающихся по АООП УО (2 варианта) создаются благоприятные условия для формирования адекватного профессионального выбора. Условия для развития трудовых навыков и представлений о содержании профессий швейного производства. Все это, будет способствовать успешной адаптации учащихся с нарушением интеллекта к условиям получения профессии и дальнейшему трудоустройству.