Роль тактильных рукотворных пособий в развитии слепых и слабовидящих детей. Из опыта работы. О чём рассказывает календарь

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Ларина Людмила Анатольевна, учитель-технологии, ГБОУ СО "Верхнепышминская школа-интернат им. С.А. Мартиросяна", Верхняя Пышма, Свердловская область

Тактильный календарь на 2024 год - это образец рельефной (тактильной) наглядности, при помощи которой у детей с нарушением зрения формируется адекватное, соответствующее реальности представление о календаре в общем и целом. Данное пособие предназначено для наглядно-практического восприятия окружающего мира (очередность времен года и их признаков, месяцев, дней недели).

Тактильный календарь адресован обучающимся младшего школьного возраста с нарушением зрения, используемый на уроках окружающего мира, математики, СБО, на коррекционных занятиях в форме индивидуальной и подгрупповой работы в виде беседы, игровой обучающей ситуации.

Дети с нарушением зрения воспринимают окружающий мир совсем иначе, чем зрячие.Для слепых не всегда доступно познание окружающего мира.

Чтобы помочь ребенку с нарушением зрения освоить такое сложное понятие, как время, был разработан специальный, основанный на осязательное восприятие календарь.

Цель: Формирование понятия « Время» (календарный год) путем работы с календарем.

Задачи:

  • формирование знаний о характерных сезонных изменениях в природе;
  • формирование временных представлений (год, месяц, дни недели);

Пособие способствует:

  • развитию тонких движений пальцев рук и осязательного восприятия детей;
  • формированию навыков ориентировки в пространстве (изучение месторасположения содержимого пособия на её странице);
  • положительному влиянию на остаточное зрение ребенка, так как объекты, содержащиеся в пособии, отличаются по текстуре, выполнены из разных материалов;
  • закреплению временных представлений о количестве месяцев в году, неделей, дней в месяце;
  • умению работать индивидуально и подгруппах;

Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод о том, что занятия с таким пособием повысят результативность в учебе.

 Календарь может стать пособием, с опорой на которое формируется умение наблюдать, обобщать и делать выводы. Данный календарь можно использовать:

  • непосредственно в качестве календаря;
  • как учебное пособие:
  • в качестве обучающих и контролирующих заданий.

Пособие успешно апробировано с учащимися 1-х классов нашей школы.

Данное пособие выполнено из экологически-чистого материала и имеет четко выраженные детали, приближенные к реальному образу. Тактильное пособие из 14 частей-страниц, изготовленных из поролона и ткани прямоугольной формы, соединённых между собой липкой лентой. Каждая страница обозначает определенное время года (месяц). Дни недели отмечены разными пуговицами: будничные дни - одного цвета, выходные (суббота и воскресенье)- другого (красного, дополнительно капельки на пуговице). На каждой странице в верхнем левом углу приклеены (пришиты) предметы

(символы), обозначающие характерные признаки этого месяца (декабрь, январь, февраль - снежинки, сугробы из синтепона; март- сосульки; апрель –лужи, май- листочки (маленькие), мягкая трава; июнь-цветы, и т.д.).Плоско- печатные надписи сопровождаются рельефно- выпуклым текстом. На каждой странице, внизу есть обозначение в виде пайетки. В приложении даётся дополнительный речевой материал: загадки, стихи, примерные варианты игр, позволяющие в доступной форме ознакомиться с временами года и их особенностями, различными природными явлениями, запомнить название месяцев, дней недели и научиться ориентироваться во временных понятиях: вчера, сегодня, завтра. На обратной стороне в кармане помещен текст, обозначающий каждый месяц. Пособие очень лёгкое и мобильное.

 Литература

  1. Иванова М.А. Азбука шитья.-СПб.:Орис,2004.
  2. Кошкарева Е.Д. Руководство порукоделию.-М.,2017.
  3. Плаксина Л.И.Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения.-Калуга,1998.
  4. Как сделать тактильную книгу. Секретные материалы. Для взрослых. Центральная городская библиотека для детей и юношества г. Новоуральска. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.childlib.ru/dep-adult/secret-materials-4.htm;
  5. Слепой ребенок: Описание стандарта тактильных книг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:slepojrebenok. blogspot.com/2009/09/blog-post_210.html;
  6. Тактильная книга-новый вид специальной литературы в фондах Санкт-Петербургской государственной библиотеки для слепых. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.rba.ru/or/comitet/ 12/mag4/6.html.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить