Технология ассоциативного мышления "Кроссенс". Методическая разработка

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Юрина Ольга Аркадьевна, учитель, ГБОУ СО "Богдановичская школа-интернат", Богданович, Свердловская область

В переводе с английского языка слово КРОССЕНС означает «пересечение смысла». Этот метод разработан нашими соотечественниками Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко – доктором технических наук, художником и философом.

Материалы о «Кроссенсе» впервые опубликованны в 2002 году в журнале "Наука и жизнь", Технология представляет из себя ассоциативную цепочку, замкнутую в стандартное поле из девяти квадратиков для "Крестиков-ноликов". Девять изображений, слов или дат расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления. Основной смысл создания «Кроссенса» – это загадка, головоломка, ребус, задание, которое предназначено для наиболее успешных обучающихся.

Технология «Кроссенса» может использоваться на различных этапах учебной деятельности.

  • проверка домашнего задания (с помощью «Кроссенса» рассказать о материале прошлого урока);
  • формулировка темы урока, постановка цели урока (найдите связь и определите тему урока; определите, что мы будем делать?);
  • раскрытие информационного блока темы, поиск проблемы (виды, причины, черты, последствия чего-либо в образах и символах);
  • обобщение материала, закрепление («Кроссенс» состоит из изображений, которые появлялись в ходе урока на разных этапах, ученики по ним обобщают материал и делают вывод);
  • организация групповой работы (составление «Кроссенса» на заданную тему из предложенных изображений или слов, сравнение «Кроссенсов»-групп);
  • творческое домашнее задание (составление «Кроссенса» в электронном виде на заданную тему, на произвольную тему, по исторической личности или эпохе).

Технология «Кроссенс» в первую очередь отражает глубину понимания обучающимися заданной темы, способствует развитию логического и образного мышления, повышает мотивацию и развивает способность самовыражения. Организация групповой или парной работы с «Кроссенсами» поможет ребятам увидеть тему или проблему с другой стороны, с другой позиции. Стремясь отразить своё видение, ученики ищут интересный дополнительный материал, проявляют нестандартное мышление и повышают уровень собственной эрудиции. Как любое творческое задание, «Кроссенсы» повышают инициативность, креативность и развивают воображение. Актуальностью данной технологии является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у ребят повышается работоспособность и усвоение знаний происходит в процессе постоянного поиска.

В настоящее время осознана важность и необходимость развития познавательной активности обучающихся на уроках истории. В современных условиях, когда объем необходимых человеку знаний все больше и больше возрастает, уже недостаточно только усвоения знаний обучающимися на уроках, важно научить самостоятельно пополнять знания.

Кроссенс - технология

9 класс

Тема «Коллективизация»

 

1

 

1928 год

 

 

1937 год

250000 колхозов

в СССР

7

Голод

5миллионов погибших

 

 

2

Иосиф

Виссарионович

Сталин

 

 

 Коллективизация

6

Спад

получения  сельскохозяйственной продукции

 

3

Образование

колхозов

 

 

4

Вячеслав

Михайлович

Молотов

5

Раскулачивание

Ребята с интересом изучают исторические события, самостоятельно выбирают нужные таблички, заполняя клетки. Данная технология способствует лучшему запоминанию, так как включаются дополнительные анализаторы, происходит осознанное воспроизведение (связный рассказ) с опорой на ключевые слова, развивается логическое мышление  (последовательность событий, причинно - следственные связи). Вместо слов и выражений можно использовать предметные и сюжетные картинки, что делает таблицу более яркой. Выбор зависит от класса и темы урока.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить