Власова Наталья Николаевна, учитель, ГБОУ СО "Богдановичская школа-интернат", Богданович, Свердловская область
Игра «Мастерская портного»
Цель: закрепление пройденного материала, развитие навыков и интереса к предмету.
Участники: две команды учеников 7-9 класса.
Задачи:
- образовательная: закрепить знания о тканях, инструментах, швейных операциях;
- развивающая: развить внимание, смекалку, мелкую моторику;
- воспитательная: формировать интерес к труду и сотрудничеству;
- коррекционная: развивать способность концентрироваться и расширять кругозор.
Ход игры
Ведущий:
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие в мир швейного мастерства. Вам предстоит ответить на вопросы, разгадать загадки и показать свои умения. Давайте узнаем, кто станет настоящим мастером портновского дела!
Этап 1. "Разминка"
Каждая команда должна быстро ответить на 5 вопросов. На обдумывание – 15 секунд.
Вопросы для команды 1:
- Какая ткань лучше всего подходит для летней одежды? (Лён)
- Что делает утюг во время влажно-тепловой обработки? (Разглаживает ткань)
- Как называется нить, которая идет вдоль кромки? (Долевая)
- Назовите инструмент для снятия мерок. (Сантиметровая лента)
- Какая ткань производится из коконов шелкопряда? (Шёлк)
Вопросы для команды 2:
- Какая ткань обладает высокой прочностью? (Джинсовая ткань)
- Как называется процесс временного соединения деталей? (Сметывание)
- Что нужно делать, чтобы предотвратить усадку ткани? (Декатировать)
- Как называется шов, при котором припуски заглажены в разные стороны? (Разутюжка)
- Какая ткань бывает однотонной или с рисунком? (Хлопок)
Этап 2. "Мастерская" (практическое задание)
Каждая команда получает простое задание:
- команда 1: пришить пуговицу.
- команда 2: выполнить шов "вподгибку".
Оценка: скорость выполнения и качество. Жюри (ведущий и помощники) выставляют баллы от 1 до 5.
Этап 3. "Заморочки из бочки"
Каждая команда по очереди вытягивает карточку с вопросом или заданием.
Примеры заданий:
- Назовите три натуральных ткани. (Ответ: шёлк, хлопок, лён)
- Что такое «приутюжить»? (Уменьшить толщину шва или края детали)
- Что лучше использовать для обработки края ткани – ножницы или оверлок? (Оверлок)
- "Счастливый случай": команда получает бонусное очко!
Этап 4. "Угадай профессию"
Задача команды — угадать профессию по описанию.
Примеры:
- Этот специалист создаёт выкройки. (Закройщик)
- Придаёт одежде опрятный вид после стирки. (Гладильщица)
- Создаёт новые фасоны одежды. (Модельер)
Этап 5. "Гонка за лидером"
Быстрая викторина: за 1 минуту нужно ответить на как можно больше вопросов.
Примеры вопросов:
- Какой инструмент помогает переносить линии с выкройки на ткань? (Резец)
- Что измеряется сантиметром при раскрое? (Ширина и длина деталей)
- Где впервые начали производить шёлк? (Китай)
- Почему используют двойной шов при пошиве белья? (Прочный)
Подведение итогов:
- Подсчёт баллов.
- Награждение команды-победителя.
- Вручение небольших подарков: сертификаты "Мастер портновского дела" или тематические призы (пуговицы, ленты, сантиметровые ленты).
Особенности для адаптированных программ:
- Увеличьте время на выполнение заданий.
- Обеспечьте простоту формулировок вопросов.
- Разрешите помощь участников внутри команд.
- Используйте визуальные подсказки (карточки, картинки).
Такой формат игры учтёт образовательные и психологические особенности учеников, сделав урок увлекательным и полезным.