Формирование базовых учебных действий у учащихся с нарушением интеллекта на уроках математики

Рейтинг:  4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Свиридова Наталья Петровна, учитель, ГБОУ СО "Ачитская школа-интернат", Ачит, Свердловская область

Современная система образования ставит перед педагогами задачу формирования у учащихся с нарушением интеллекта не только предметных знаний, но и базовых учебных действий (БУД), необходимых для успешного обучения и дальнейшей жизни.

 Базовые учебные действия включают в себя личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные навыки, которые позволяют ученикам эффективно организовывать свою учебную деятельность, решать задачи различного уровня сложности и взаимодействовать с окружающими.

 Математика является одним из ключевых предметов, где формирование БУД играет важную роль, так как она способствует развитию логического мышления, аналитических способностей и умения работать с информацией.

 Личностные учебные действия - направлены на развитие у учеников ценностного отношения к учебе, осознание своей роли в образовательном процессе и ответственности за результаты своего труда. На уроках математики важно формировать у детей интерес к предмету, стремление к познанию нового и уверенность в своих силах. Например, учитель может предложить учащимся самостоятельно выбрать тему для исследования или разработать проект, связанный с математическими понятиями.

 Регулятивные учебные действия связаны с умением планировать свои действия, контролировать их выполнение и оценивать результат. Это включает в себя постановку целей, выбор методов решения задач, контроль за выполнением заданий и коррекцию ошибок. На уроке математики ученики могут учиться ставить цели на определенный период времени, разбивать сложные задачи на подзадачи, проверять правильность решений и анализировать ошибки.

 Познавательные учебные действия включают в себя умение анализировать информацию, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи и применять знания в новых ситуациях. На уроке математики учащиеся учатся работать с различными видами информации, сравнивать и классифицировать объекты, строить гипотезы и проводить эксперименты для проверки этих гипотез.

 Коммуникативные учебные действия предполагают умение выражать свои мысли, слушать других, участвовать в коллективной работе и разрешать конфликты. На уроке математики школьники могут обсуждать различные подходы к решению одной и той же задачи, аргументированно отстаивать свою точку зрения, а также работать в группах над совместными проектами.

Для эффективного формирования базовых учебных действий на уроках математики используют разнообразные методы и приемы:

 Проблемное обучение. Этот метод предполагает создание ситуаций, требующих от учащихся самостоятельного поиска решения. Предлагаю задачу, которая не имеет очевидного ответа, и ученики должны сами найти способ ее решения. Такой подход развивает критическое мышление и умение находить нестандартные пути решения проблем.

 Проектная деятельность. Учащиеся работают над долгосрочными проектами, связанными с математикой. Они планируют работу, собирают необходимую информацию, проводят расчеты и представляют результаты. Проектная деятельность помогает развивать навыки планирования, анализа данных и презентации результатов.

 Коллективная работа. Групповые задания способствуют развитию коммуникативных навыков. Учащиеся учатся распределять обязанности, выслушивать мнения друг друга и приходить к общему решению. Коллективная работа также учит уважению к мнению других и умению разрешать конфликтные ситуации.

 Самостоятельная работа. Предоставляю возможность ученикам выполнять задания без непосредственной помощи, что способствует развитию самостоятельности и уверенности в себе. Самостоятельная работа может включать решение задач различной степени сложности и подготовку сообщений.

 Рефлексия. После выполнения задания или завершения темы предлагаю ученикам проанализировать свою работу, оценить достигнутые результаты и выявить области, требующие улучшения. Рефлексия помогает развить навык самоконтроля и самооценки.

Формирование базовых учебных действий у обучающихся с нарушением интеллекта на уроках математики – это важный аспект образовательного процесса, который позволяет подготовить школьников к успешной учебной деятельности и жизни в современном обществе.

 Развитие БУД помогает детям с нарушением интеллекта стать активными участниками учебного процесса, научиться самостоятельно искать и обрабатывать информацию, принимать решения и сотрудничать с другими людьми. Применение различных методов и приемов на уроке математики способствует эффективному формированию этих важных навыков.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить