Вагина Вера Васильевна, учитель математики, Жданова Ольга Федоровна, учитель математики, ГБОУ СО "Каменск-Уральская школа", Каменск-Уральский, Свердловской область
Современная коррекционная педагогика обновляет подходы к образованию лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Это продиктовано переориентацией общества на развитие и формирование личностных качеств человека. Формирование нравственных ценностей у данной категории обучающихся становится особенно актуальной педагогической задачей, т.к. они нуждаются в воспитании таких личностных качеств, которые помогли бы им создать устойчивую жизненную позицию и жить полноценной жизнью, удовлетворяющей запросам общества.
Процесс духовно-нравственного становления – это организованная и целенаправленная деятельность педагогов и родителей, направленная на формирование нравственных ценностей и патриотических установок у школьников. Воспитывая школьников с интеллектуальными нарушениями на традициях Уральского региона, можно развить у них национальное сознание, дать почувствовать себя частью целого, т.е. своего народа, своей страны, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить настоящих патриотов России. Через изучение региональных особенностей происходит осмысление общих ценностей нашей Родины.
Созданная вертикаль непрерывного обучения и воспитания лиц с умственной отсталостью реализует поставленные цели по формированию гражданской идентичности, опираясь на возрастные особенности. Фундамент патриотических ценностей, заложенный в дошкольном возрасте, укрепляется и продолжает развиваться в школьные годы, не смотря на специфические особенности интеллектуального развития детей данной категории. Работая учителем математики в среднем звене, уделяю особое внимание нравственно-патриотическому воспитанию подростков. Традиционно, для учеников 5-х классов провожу математическую викторину о Каменске-Уральском, которая, как правило, показывает низкий уровень сформированности представлений о родном городе, о традициях народов, которые его населяют, о природе. Замечу, что более развернутыми сведениями о городе обладают воспитанники детских домов, которые обучаются в нашей школе. Это можно объяснить плодотворной работой педагогов социальных учреждений. Чтобы восполнить имеющиеся пробелы в знаниях у учеников о родном городе и регионе, передо мной встала задача найти такие методы и средства организации образовательной деятельности, используя возможности национально-регионального компонента, которые сформировали бы патриотические ценности у школьников.
Содержание учебников математики носит общий характер, только в учебнике 6 класса под редакцией Т.В. Алышевой есть рубрика "Путешествуем по России", которая раскрывает особенности культуры, образа жизни нескольких национальностей. Внедрение регионального компонента не должно идти в разрез с основным содержанием предмета математики. Поэтому эффективным дидактическим средством формирования патриотизма может служить система прикладных задач с региональным содержанием, через решение которых, обучающиеся знакомятся с жителями уральского края, их трудовой деятельностью, с географическими особенностями территории, ее флорой и фауной, с природными ископаемыми, открытие которых заложило основу для развития местной экономики, с яркими историческими событиями.
Работа над задачей включает в себя обязательный этап познавательной деятельности, где создаются условия для формирования представлений о содержании задачи, раскрывающие их территориальные особенности. Когда обучающиеся имеют полное представление о характеристике того или иного объекта или новые данные о нем, то они самостоятельно могут составить задачи по разным темам программы. Например: информация о первом паровозе отца и сына Черепановых может являться основой для составления задач на движение, на вычисление временного промежутка между изобретением и сегодняшним днем, на вычисление массы перевозимого груза т.д.
Краеведческий материал является плодотворным основой для проектной деятельности. В рамках внеурочной деятельности были реализованы проекты "Малахитовая шкатулка", "Каменск-Уральский в числах", "Народы Урала", "Природные достопримечательности Каменска", "Каменские заводы", "Крупнейшие города Свердловской области" и др. Работа над проектами расширила представления о городах Свердловской области, их достопримечательностях и градообразующих предприятиях, часть проектов была посвящена вкладу региона в победу в ВОВ.
Эффективными средствами коррекции являются задания и игры, которые содержат сведения о промыслах и ремеслах Урала, о национальных традициях населения (Пасха, Рождество, Сабантуй). Коррекционные задания стараюсь включить в начале урока, они оживляют уроки, повышают эмоциональный настрой и мотивацию изучения особенностей своей малой Родины. Например: изображения природных и архитектурных достопримечательностей Каменска-Уральского можно использовать в заданиях на развитие всех видов памяти "Чего не стало?", "Повтори", на развитие логического мышления "Четвертый лишний", "Закончи ряд" и д.р., на развитие внимания "Что изменилось?", "Найди предмет", "Найди тень", на развитие мелкой моторики "Графические диктанты", "Математические раскраски".
Применение национально-регионального компонента в обучении математике доступно благодаря компетентности педагога в культурных, исторических, природных, этнографических особенностях своего края, соответствующей предметно-развивающей школьной среде, наличия необходимого методического комплекта, в плодотворном сотрудничестве с семьей и учреждениями социального окружения. Передавая имеющиеся знания, у обучающихся формируется целостная картина о родном крае, которая раскрывает суть отношений человека с природой, с обществом, с другими людьми, с государством, формируется уважение к историческому, культурному наследию родного края, любовь к малой Родине.